Руководства, Инструкции, Бланки

как написать сочинение 15.2 огэ образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ОГЭ. Образец написания сочинения 15.2

В данной работе представлен примерный образец написания сочинения 15.2 при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (по пособию И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостевой, Г.Т. Егораевой, вариант 26). В нём раскрывается смысл выделенной в тексте фразы с приведением аргументов из исходного текста.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Образец написания сочинения 15.2 »

Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки - приятели» (по В. Солоухину)

Главный герой, обиженный на одноклассника Витьку Агафонова за то, что тот ударил его земляным шариком тайком, подкравшись сзади. Наш герой вынашивает план мести, но потом отказывается от него: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки - приятели». Что же заставило героя отказаться от мести? Обратимся за ответом к тексту Солоухина.

Согласно своему плану рассказчик позвал Витьку жечь теплинку в лес. Ожидая от Витьки отказа, герой обескуражен тем, что тот «улыбнулся от ужа до уха и радостно согласился». Значит, без злого умысла Витька тогда похулиганил.

Не оставляя своего замысла отомстить, герой теперь с трудом разжигает в себе злость, он уже не слышит её: «Это очень непросто – ударить человека, котрый доверчиво идет впереди тебя». Кроме того, рассказчик признается себе в том, что Витька – неплохой мальчишка, с ним всегда интересно.

Таким образом, наш герой приходит к открытию: мстительное чувство рассеялось, а восторжествовало чувство дружбы. Поэтому ему стало легко на душе от того, что не нужно никого бить, что они с Витькой – лучшие дружки – приятели.

как написать сочинение 15.2 огэ образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Презентация на тему: СОЧИНЕНИЕ 15

    СОЧИНЕНИЕ 15.2 ЭКЗАМЕНА ОГЭ (СОЧИНЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА) Автор: Хохлова М.С. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ. - презентация

    1 СОЧИНЕНИЕ 15.2 ЭКЗАМЕНА ОГЭ (СОЧИНЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА) Автор: Хохлова М.С. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043

    2 Сочинение Разбираемся в формулировке задания Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3 Уточнение к первому абзацу Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть: Как вы понимаете финал текста. Как вы понимаете смысл предложения. Почему герой. И т.п. Для написания сочинения вам необходимо интерпретировать, т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике.

    4 Читаем текст (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке. (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости. (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)

    5 Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    6 Этапы работы над сочинением Структура сочинения по лингвистическому анализу текста несколько отлична от привычной для нас. Почему? Сравните столбцы таблицы: Сочинение 15.1Сочинение 15.2 Тезис (комментарий слов известного человека о лингвистике) Тезис (анализ предложенного фрагмента с опорой на тему, идею, проблему всего текста) Аргументы (2 примера к лингвистическим явлениям из прочитанного текста) Аргументы (2 обоснования вашего толкования фрагмента) Вывод (соотносится с тезисом)

    7 «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » Сформулируем тезис. Для этого определяем: Тему текста (о чем?) Этот текст о встрече главного героя с маленькой скрипачкой. Идею текста (зачем?) Идея связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя к этому событию. Проблему текста (какой вопрос особенно важен для автора?) Проблема текста – это отношение (чувства, переживания, размышления, впечатления) героя, вызванные описанным событием, т.е. этой встречей. Итак, что же является тезисом? Что описано в фрагменте текста, который нужно истолковать? В финале текста описываются чувства мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой.

    8 «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » Приступаем к аргументам. Помните,что тезис в сочинении 15.2 – это констатация факта: о чем приведенный фрагмент. Аргументацию начинаем с толкования (объяснения) фрагмента: Какие чувства, по-вашему, испытывает Кинтель? Почему? Он демонстрирует эти чувства или скрывает их? Почему? Ответы на эти «почему» и есть предложения из текста, которые будут вашими аргументами. Между вашим толкованием и аргументами (предложениями из текста) легко вставить «потому что. »

    9 «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » Аргументация (2 абзац) Мне кажется, что Кинтель испытывает чувство влюбленности по отношению к маленькой скрипачке. Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске» (или об этом говорится в приложении 15). Но в то же время мальчик стесняется своих чувств. Он готов был отдать ей все свои деньги, «хоть сто рублей» (21), но тогда окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности. И «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки».

    10 «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » Вывод необходимо: Соотнести с тезисом Оформить как ваше мнение по поводу проанализированного фрагмента. Герою надолго запомниться эта встреча.

    11 Сочинение 15.2 (по тексту В.Крапивина) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. » В финале текста описываются чувства мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой. Мне кажется, что Кинтель испытывает чувство влюбленности по отношению к маленькой скрипачке. Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Но в то же время мальчик стесняется своих чувств. Он готов был отдать ей все свои деньги, «хоть сто рублей» (21), но тогда окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности. И «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки». Герою надолго запомниться эта встреча. (91 слово)

    Сайт Абдулвагабовой Н

    Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

    Предлагаю 9-классникам и учителям в помощь при выполнении задания 15.2 экзаменационного теста эту памятку.

    1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?

    Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывкаиз исходного текста.

    Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

    2. Как сформулировано и оформлено задание 15.2?

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «. »

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

    Остановимся на них подробнее.

    3. Как должно быть построено сочинение?

    Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

    Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

    2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры

    3. Заключение – вывод

    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

    Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

    В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

    Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

    Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

    При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

    Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

    Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

    По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

    В этом отрывке автор говорит о том, что…

    Смысл данного отрывка я понимаю так: …

    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

    Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

    А теперь рассмотрим варианты вступлений:

    Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.

    Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.

    Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

    В основной части следует избегать:

    • пересказа текста

    • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

    В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

    В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

    Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

    1. Перечитайте текст несколько раз.

    2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

    3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словамии запишите её на черновике.

    4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

    5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

    В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

    6. Как оформлять примеры в сочинении?

    Во-первых, помните о требованиях к примерам:

    • примеров должно быть не менее 2;

    • примеры должны быть из указанного текста;

    • примеры должны подтверждать разные аргументы;

    • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

    • пример без указания на аргумент не учитывается.

    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

    • Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.

    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

    • Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

    Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

    коротким, но ёмким по содержанию

    логически связан с предыдущим изложением

    не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

    Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

    Рассмотрим несколько образцов заключения:

    Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

    Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.

    8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.

    Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:

    • 1 абзац - тезис

    • 2 абзац – аргументы с примерами

    • 3 абзац – вывод

    Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.

    Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

    9. Каким должен быть объём сочинения?

    Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

    Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

    При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

    Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

    Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

    Помните, что задания уровня 15 (1. 2. 3. ) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

    Развертывание тезиса с помощью комментария к нему. Вступление может состоять из 1-2-х предложений.

    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

    Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

    Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

    По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

    В этом отрывке автор говорит о том, что…

    Смысл данного отрывка я понимаю так: …

    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

    К1 Понимание смысла фрагмента текста

    Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет - 2 б.

    Экзаменуемый дал в целом верное объяснение

    допустил одну ошибку в его интерпретации - 1 б.

    Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания

    экзаменуемый допустил две или более ошибки при

    интерпретации содержания фрагмента текста,

    объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует - 0 б.

    Основная часть. Аргументы

    В основной части аргументируется тезис.

    Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.

    Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.

    Во-первых, помните о требованиях к примерам:

    • примеров должно быть не менее 2;

    • примеры должны быть из указанного текста;

    • примеры должны подтверждать разные аргументы;

    • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

    • пример без указания на аргумент не учитывается.

    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

    Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

    Попробую доказать справедливость своего суждения.

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям.

    Это подтверждают предложения …

    Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

    Предложение … подтверждает мысль о том, что

    Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

    К2 Наличие примеров-аргументов

    Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,

    которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента - 3 б.

    Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,

    который соответствует объяснению содержания данного фрагмента - 2 б.

    Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из

    прочитанного текста – 1 б.

    Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

    объясняющего содержание данного фрагмента,

    экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента

    данную в задании цитату или её часть – 0 б.

    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения .

    Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

    Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

    Начать заключение можно вводными словами

    значит, итак, следовательно, таким образом

    или речевым клише

    мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д .

    Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

    К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

    – логические ошибки отсутствуют, последовательность

    изложения не нарушена;

    – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

    допущена одна логическая ошибка,

    в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

    допущено более одной логической ошибки,

    имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0б.