Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция для пономаря

Категория: Инструкции

Описание

Кто такой пономарь в православной традиции

Кто такой пономарь в православной традиции

Последние вопросы на форуме эксперта

  • кто владелец номера 9298399488
  • Что можно предложить для сотрудничества популярному, российскому, видеоблогеру EeOneGuy (Ивану Рудскому)

EeOneGuy или же Иван Рудской это двадцатилетний популярный, российский, видеоблогер родом из Днепропетровской области, первый ютуб-блогер в российском сегменте который набрал аудиторию свыше 10.000.000 человек. Данный ютубер производит развлекательный контент.

Новые советы от КакПросто

Какой график работы у отделений Почты России

«Почта России» по сути является монополистом на рынке почтовых услуг в стране. Ее отделения работают.

  • Какие спектакли идут в январе 2017 года в Москве
  • Какие фильмы ужасов 2016 года стоит посмотреть
  • Жизнь Хюррем Султан: настоящая биография и предание
  • Где купить карту "Тройка"
  • инструкция для пономаря:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Пономарь - это

    Пономарь - это. Кто такой пономарь?

    December 19, 2015

    Причт современной православной церкви составляют, помимо священнослужителей, некоторые миряне, несущие различные послушания – чтецы, певцы, уставщики, пономари. О последней категории церковнослужителей мы и поговорим в этой статье.

    Этимология

    Само слово «пономарь» – это неофициальное обозначение церковнослужителя, который зовется еще «парамонарем» (греческий термин). Последний, более правильный вариант был вытеснен из обихода русской церкви и практически забыт. Переводится он как «привратник», хотя едва ли современные функции пономарей соответствуют этому определению. Но об истории и эволюции пономарского служения мы поговорим чуть позже.

    Аналоги пономарского служения

    Согласно Типикону, то есть богослужебному уставу православной церкви, пономарь может именоваться также кандиловжигателем, свещеносцем или параекклисиархом. Все эти церковные термины, однако, не употребляются в обиходе. Чаще всего в России пономарей называют просто алтарниками, то есть людьми, несущими широкий спектр обязанностей, связанных с алтарем храма.

    История служения пономарей

    Привратник, то есть служитель древнехристианской церкви, функции которого выполняет современный пономарь, – это человек, в обязанности которого входило следить за порядком во время совершения богослужения. В определенное время он закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков, отлученных или кающихся – не смог проникнуть на совершаемую евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане, на которых не наложена епитимия. Кроме того, пономари в древности заботились о сохранности храмового имущества, об его освещении, наблюдали за поведением прихожан, чтобы предотвратить кражи, святотатства и прочее. В особых местах, как, например, на Голгофе или в Вифлееме, пономари дежурили постоянно, чтобы охранять места массового паломничества и оказывать помощь пилигримам.

    Обязанности пономарей в наши дни

    В настоящее время пономарь – это прежде всего прислужник, основная задача которого – материально-техническое, если можно так выразиться, обеспечение богослужения. В его задачу входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре и прочие обязанности, которые позволяют проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют роль чтецов и помогают этим работе клироса, то есть хора. Во внебогослужебное время на пономарях лежит ответственность за чистоту в алтаре. Исполняют это служение в русской церкви, как правило, прихожане из числа мужчин. Нередко алтарниками становятся дети прихожан. Если мужчин среди прихожан храма не хватает, то для алтарного служения могут быть избраны благочестивые женщины пожилого возраста. В монастырях, понятное дело, часто алтарницами бывают монахини. Но вообще-то вход в алтарь для женщин запрещен, и это делается в качестве исключения. Такая категоричность свойственна русской церкви. В храмах Антиохийского патриархата, например, а также в других поместных церквях в алтаре нередко можно увидеть и девушек, причем также облаченных в стихарь – особое одеяние пономаря. Для России это просто немыслимо.

    Как стать пономарем

    В древности «поставление в парамонаря» было особым чином. Церемония носила характер хиротесии, то есть полноценного посвящения в церковнослужение. Сегодня эту процедуру редко воспроизводят. Обязанности пономаря в наши дни достаточно тривиальны, чтобы обойтись обычным устным разрешением настоятеля храма. Он же благословляет алтарника на ношение стихаря. Впрочем, при посещении прихода архиереем надлежит получить и епископское благословение. Многие пономари в наше время также испрашивают разрешения на ношение подрясника, что, в принципе, не является церковной традицией, а носит характер местного обычая. Но чтобы стать пономарем, не требуется ничего особенного. Достаточно просто являться постоянным прихожанином храма, участвовать в церковной жизни и иметь хорошую репутацию среди членов общины. В таком случае можно попросить благословения у настоятеля приобщиться к пономарскому служению.

    Важно понимать, что современный пономарь – это чаще всего мирянин, которому вверено особое послушание в храме, а не священнослужитель. В крупных храмах, как правило, некоторые алтарники являются штатными, то есть профессиональными. Их работу курирует и организует старший пономарь в храме. Такие люди исполняют свое служение не только по зову сердца и благословению духовника, но и по трудовому договору, соответственно, получают заработную плату. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. Прочие же алтарники появляются на службах только в праздники, воскресенья и тогда, когда сами этого захотят.

    Страничка Алтарника - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с

    Страничка Алтарника Алтарники бывают разные!

    Чтобы увеличить фотографию надо кликнуть по ней левой клавишей мыши, для возврата кликнуть крестик в правом верхнем углу снимка.

    Тест Алтарника.

    Для прохождения теста Алтарника нажмите кнопку.

    Пономарь - сейчас тоже, что и алтарник. Днём алтарника принято считать 19 сетября, в день чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского.

    Пономарь (ударение на "а" ). О фициально — Парамонарь от др .- греч. парамонариос — " приставник". " привратник" — служитель православной Церкви. обязанный звонить в колокола. петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

    В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах. например. в Вифлеемской пещере. где родился Спаситель. на Голгофе. как для охраны их от святотатства. так и для оказания различных услуг паломникам.

    Он наблюдал за имуществом храма. возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением. принесение в алтарь просфор. вина. воды. ладана. приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты. призывание верующих к богослужению колокольным звоном и. наконец. уборка храма и алтаря.

    С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется ( разрешается ) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями. певчими. алтарниками и псаломщиками ( чтецами ).

    Обязанности алтарника.

    1. П ономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.
    2. П ономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.
    3. П режде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

    4. П еред вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет. Иногда жертвенник переоблачать может пономарь, а престол - дьякон или священник, но приготовить ризы должен пономарь. Поменять или выложить праздничную икону в храме. Проверить наличие Богослужебных книг - Требник, Часослов, Минея и пр.
    5. Д о начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

    6. П риготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная - самая большая, Богородичная - с изображением Богородицы, Девятичастная - тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике "Проскомидия" http://hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya .

    7. П риготовить вино для Литургии (если вино только открытое, то необходимо влить в него немного св. воды. если священник сам будет это делать значин нужно приготовить св. воду в ковшике) .

    8. П роверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).
    9. К адило подаётся диакону или священнику всегда готовое. (
    Дьякону десница (рука) не лобызается (не целуется) ). Г отовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый) .
    10. Н еобходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.
    11. К адило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.
    12. О ткрытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

    13. З аписки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

    14. С одержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

    15. С тарший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр. что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

    16. С воевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

    17. С воевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

    18. П еред большими празниками обычно совершается "генеральная" уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

    С тихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение. для священников и епископовстихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником. поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос. и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа. а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

    Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: "Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей", затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.


    Складываем стихарь.

    1. Укладываем стихарь на спину с развёрнутыми рукавами.

    2. Склдываем левую сторону стихаря от плеча на право (стороны приведены условно, это не принципиально).

    3. Складываем рукав пополам.

    4. Складываем правую сторону на лево.

    5. Складываем рукав.

    6. Складываем сложенный стихарь пополам (подол к воротнику).

    8. Переворачиваем стихарь воротником вверх. Можно брать и идти под благословение. После благословения лобызается (целуется) крест на спине и благоговейно одевается.

    ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

    В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба. туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

    П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

    Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

    Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

    Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

    Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

    Правила поведения в алтаре.

    С облюдение норм внешнего вида - одно из самых простых требований к алтарнику.

    А лтарник должен приходить на службу в чистой и опрятной одежде, начищенной обуви. Спортивная и пляжная обувь и одежда в алтаре недопустимы (футболки, кроссовки, кеды, сланцы, сандалии с открытыми пальцами).

    Г алстук под стихарём не носится (его необходимо снять перед облачением в стихарь).

    Б лагоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:

    В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

    С тарайся как можно меньше ходить по алтарю.

    З апрещено входить в алтарь с кровоточащими ранами или после медицинских операций (если рана не зажила) до разрешения служащего священника.

    П еред входом в храм, а тем более в алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

    В о время Евхаристического канона все падши ниц молятся, Херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы.

    А лтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря.

    Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

    Б лагословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно.

    П о окончании Богослужения следует аккуратно сложить или повесить на пялку (большая вешалка для священнического облачения) священническое облачение, после чего сложить или повесить свой стихарь. Стихарь не гоже не брежно бросать!

    У борка алтаря, солии и амвона выполняется исключительно во внебогослужебное время.

    Р азговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения.

    С поры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.

    К асаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

    Н икакой посторонней техники вроде телефонов, смартфонов, mp3-плееров или радио и уж тем более оружия (огнестрельного, травматического или газового и даже холодного оружия) в алтаре не должно быть ни при каких условиях.

    П родукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены.

    П ьянство в алтаре недопустимо.

    О твлекать священника по пустякам недопустимо.

    Несколько правил для алтарника.

    1. В ходя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

    2. К асаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица). Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды -- нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.

    3. С веча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).

    4. Е сли алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

    5. К адило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками - правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.

    6. П ри подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.

    7. П ри подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

    8. В ыносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.

    9. П ри входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.

    10. А лтарник обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.

    11. Е сли нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и записки.

    12. С воеременно выкладывать (менять) празничную икону.

    13. С вечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.

    14. П о окончании службы необходимо убраться в алтаре, подготовить священническое облачение для следующей службы, если необходимо (в связи с праздником) переоблачить алтарь в нужный цвет. Престол переоболачает священник или дьякон. Если на жертвеннике находятся Священные Сосуды, то его переоблачать будут также священник или дьякон.

    15. П еред уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!


    Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение. Перечислим эти цвета:


    - Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
    Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
    Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.


    - Белый (Божественный цвет).
    Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.


    Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.


    - Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
    Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

    Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

    - Фиолетовый или тёмно-красный.
    Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

    Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.


    - Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
    Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
    При Пасхе - радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников - цвет крови мучеников.


    - Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
    Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник "Вход Господень в Иерусалим", День Святой Троицы.

    Зелёный цвет имеет мантия патриарха.


    - Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
    Цвет поста и покаяния. Великий пост.
    Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

    Пример: праздник пророка Илии - служится в золотом (жёлтом) облачении.

    Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе "Воскресная школа" на страничке "О церковном облачении".

    Суточный круг Богослужений.

    Более подробно об устройстве храма, алтаря и церковной утвари можно посмотреть на страничке:

    Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на нашем сайте бордового цвета и без подчёркивания -- для уточнения наведите курсор на текст.

    Фильмы для алтарников

    (для просмотра фильма нужно кликнуть левой кнопкой "мыши" по выбранной картинке фильма)

    О Богослужении и символике священных одежд.

    Фильм "Азбука православия". (Обо всём по немногу - начиная с устройства храма, богослужения и заканчивая Танствами.

    Настольная книга начинающего алтарника. Если Вы, пока, не очень хорошо знаете службу, то эта книга для Вас. Небольшой формат, четкий читабельный текст, русский язык, есть схемы богослужения, сами службы, шестопсалмие и пояснения. Для себя можно туда вписать гогда подавать кадило, выносить свечи и включать свет.

    Уголок нужных ссылок:

    Ссылки для скачивания с Яндексдиска:

    Последование пономарского служения (церковно-славянский язык). Книга.pdf https://yadi.sk/i/GMIFXNRLuRoX2

    Практическое руководство для алтарников (русский язык) (реальное руководство со всеми пояснениями когда чего делать): http://ekallaur.com/deacon/texts/rukovodstvo_altarnikov.pdf

    Действия алтарника на Литургии. docx (простая наглядная форма, русский яз.) https://yadi.sk/i/8pj8e3yvyU4BV