Руководства, Инструкции, Бланки

анализ гимнастики после сна в доу образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анализ режимного момента «Гимнастика после сна и метод закаливания»

Анализ режимного момента «Гимнастика после сна и метод закаливания»

Екатерина Царук
Анализ режимного момента «Гимнастика после сна и метод закаливания»

Дата 4 февраля 2015г.

Возрастная группа. средняя

Количество детей. 11 (одиннадцать) человек

1. Режимный момент – гимнастика после сна и метод закаливания

Подъем детей осуществлялся в 15ч04мин. В группе было тихо, часть детей спала, остальные спокойно ждали подъема.

3. Методика проведения

Педагог для пробуждения детей использовала спокойную расслабляющую музыку. При этом учитывала индивидуальные особенности некоторых детей. плохое настроение после пробуждения. желание сходить в туалет. После пробуждения всех детей, следовала гимнастика в постели(потягивание, растягивание мышц разных групп) – 2 мин

Далее, педагог предложила детям гимнастику на полу с элементами игры («Попрыгаем как зайчики». дыхательную гимнастику. ОРУ (для мышц плечевого пояса, приседы тд) – 6 мин.

Умывание детей проходило с показом педагога алгоритма умывания после сна («Ручки моем до локтя, не забываем про лицо и глазки» ) – 10 мин.

Весь режимный момент от пробуждения до одевания детей занял 20 минут.

Закаливающим мероприятием стала дыхательная гимнастика с элементами игры. Спокойная музыка использовалась в качестве фона на протяжении всего режимного момента. выполняя релаксационную функцию.

5. Отражение работы в документации

Комплекс гимнастики после сна и метод закаливания отражается в папке«Оздоровительная работа в средней группе» .

Вывод. порядковый номер комплекса гимнастики после сна соответствует дате проведения. Что позволяет сделать вывод, о планомерной работе в данном направлении. Эффективность работы считаю высокой.

Замечания. на наш взгляд, педагогу следовало на момент начала выполнения гимнастики по полу включить более энергичную музыку для активизации детей и более активного выполнения упражнений ими.

Рекомендации. мы рекомендуем педагогу продолжать работу в данном направлении, совершенствуя свой педагогический опыт.

Дата 13 февраля 2015г.

Педагог. К. А. Кошелева

Проверяющий. Е. В. Царук

Возрастная группа. средняя

Количество детей. 9 (девять) человек

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований

Перед сервировкой стола дежурные помыли руки с мылом, надели детские фартуки, чепчики на голову. Младший воспитатель протерла столы специальной тряпкой («Для стола» ).

2. Сервировка стола

Сервировка выполнена правильно. Для каждого ребенка имелась салфетка под прибор. На столе салфетница, емкость для использованных салфеток. Все приборы разложены с учетом соблюдения правил сервировки стола.

3. Оценка деятельности дежурных

Дети-дежурные по столовой принимали активное участие в сервировке, что создало впечатление о хорошо организованной работе в данном направлении. После приема пищи дежурные так же активно помогали убирать со стола приборы и салфетки.

4. Согласованность в работе взрослых

При подаче второго блюда педагог помогал младшему воспитателю раздавать детям пищу. Работали слажено, без замечаний.

5. Подготовка детей к приему пищи

В момент сервировки стола. педагог с детьми читали книгу, проводили пальчиковую гимнастику .

6. Организация гигиенических процедур

Дети организовано ставили стулья, и отправлялись мыть руки перед приемом пищи. Воспитатель принимала активное участие в помощи и напоминании детям алгоритма умывания перед едой.

7. Обстановка в группе во время приема пищи

Обстановка во время еды в группе была спокойной и ненапряженной.

8. Навыки пользования столовыми приборами

Дети средней группы фактически все умеют пользоваться правильно столовыми приборами. Те дети, которые ошибались в правильном держании вилки-ложки, воспитатель напоминала, как правильно.

9. Культура поведения за столом

Во время приема пищи дети вели себя спокойно и культурно.

10. Умение преподнести блюдо

Некоторые дети выразили нелюбовь к предлагаемому блюду. На что педагог тут же предложила ребенку альтернативу («Просто попробуй, это вкусно, посмотри, как деткам нравится!» ).

11. Обучение правилам поведения за столом

Во время приема пищи педагог не оставляла без внимания и культуру поведения детей за столами. Время от времени напоминала про прямую спинку, локотки, использовала устное народное творчество («Когда я ем, я глух и нем» ).

Вывод. организация питания в группе находится на высоком уровне. Дети знают названия блюд, фактически все умеют правильно пользоваться столовыми приборами, используют салфетки, частично контролируют свое поведение во время приема пищи.

Замечания. некоторые дети, отказываясь от приема пищи, делают это капризничая. Возможно, педагогу стоит более активно и ненавязчиво объяснить ребенку пользу блюда.

Предложения. педагог перед приемом пищи может читать с детьми книгу о правилах поведения за столом, обсуждая каждую предполагаемую ситуацию, оживляя тем самым имеющийся опыт детей.

Публикации по теме:

Конспект режимного момента — организации завтрака в средней группе Конспект организации завтрака в средней группе. Подготовила воспитатель Голдырева С. В. Цели: I. Привлечь внимание детей к гигиеническим.

Конспект режимного момента «Обед в первой младшей группе». Задачи: 1. Продолжать охранять и укреплять здоровье детей. 2. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться.

Конспект режимного момента в средней группе. Опробование «Пряник» Опробование «Пряник». Сегодня мы с вами будем пробовать что то ооочень вкусное. А как вы думаете: нужна ли нам тарелка,ребята? -да (показать.

Конспект режимного момента во второй половине дня в старшей группе Воспитатель: Красноперова Ирина Валентиновна Подъём детей. 1. Постепенный подъём. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Закаливающие мероприятия.

Открытый показ режимного момента «Подготовка к завтраку, завтрак в средней группе» Тема: «Подготовка к завтраку, завтрак» Задачи: Продолжать обучение привычки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед.

План-конспект режимного процесса «Подготовка детей на прогулку в средней группе» План - конспект режимного процесса: подготовка детей на прогулку в средней группе. Программное содержание: 1. Обеспечить своевременный сбор.

Конспект режимного момента «Возвращение с прогулки» в младшей группе Конспект режимного момента «Прогулки (возвращение с прогулки) в младшей группе №2» Цель: Способствовать развитию разнообразной двигательной.

Конспект режимного момента в ужин «Хороший аппетит» Режимный момент – прием пищи – ужин. «Хороший аппетит» Задачи: продолжать развивать навыки культуры еды, закреплять.

Сценарий проведения утренней гимнастики, режимного момента «Умывание» и закаливающее носовое дыхание В. Алямовской Утренняя гимнастика Задачи: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление.

анализ гимнастики после сна в доу образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Организация гимнастики после дневного сна

    Организация гимнастики после дневного сна

    Гимнастика после дневного сна проводится при открытых фрамугах. Ее цель — сделать более физиологичным пе­реход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и под­нять мышечный тонус. Она может состоять из 4—6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла, после чего дети переходят к водным процедурам.

    Комплекс так же может состоять из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.

    Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

    Комплекс гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста «Птички»

    После дневного сна в спальне педагог включает аудиозапись.

    Упражнения выполняются на кроватях под звуча­ние классической музыки или фонограмму пения птиц. Каждое уп­ражнение повторяется 3—4 раза, педагог в это время читает стихи.

    Упражнение «Птички просыпаются»

    Дети, лежа на кроватях, медленно поднимают руки вверх — вдох, опускают их вдоль туловища — выдох.

    Упражнение «Птички расправляют крылышки»

    И.п. — лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью — развести их в стороны.

    Упражнение «Разминаем ножки»

    И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оття­нуть носочки — согнуть ноги в голеностопном суставе.

    А теперь разбудим ножки,

    Поиграем все немножко.

    И.п. — то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

    Чтоб за веточки держаться,

    Нужно ножки разминать,

    Их сгибать и выпрямлять.

    И.п. — сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладо­нями вверх, потянуться за руками — вернуться в и.п.

    Вот как птички потянулись.

    Все они уже проснулись.

    Ходьба по «дорожкам здоровья», разложенным на полу из спаль­ни до умывальной комнаты (кочки, пробки, массажные коврики).

    А теперь пора вставать,

    По дорожкам шагать,

    Птичкам хочется летать.

    Комплекс гимнастики после дневного сна для детей среднего дошкольного возраста

    Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".

    Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

    Темп побудки медленный, спокойный, комфортный.

    Гимнастика после дневного сна

    Гимнастика после дневного сна

    Я не боюсь ещё раз повторить:
    Забота о здоровье -
    это важнейший труд воспитателя.
    От жизнерадостности, бодрости детей
    Зависит их духовная жизнь,
    Мировоззрение, умственное развитие,
    Прочность знаний, вера в свои силы.
    В.А. Сухомлинский

    Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы.

    В связи с этим в настоящее время принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. Одной из таких форм является гимнастика после сна.

    Значение гимнастики после дневного сна.

    Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. К сожалению, в наше время многие бодрящую гимнастику после сна предают забвению, не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

    В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, психогимнастикой, самомассажем и т.д. Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

    Основными задачами проведения гимнастики являются:

    1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

    2) увеличить тонус нервной системы;

    3) усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

    Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

    В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

    После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

    Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

    Основные этапы проведения гимнастики после дневного сна:

    1) разминка в постели и самомассаж;

    2) гимнастика игрового характера;

    3) гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;

    4) пробежки по массажным дорожкам.

    Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики после сна:
    • заранее приносит спортивный инвентарь, который помогает подобрать инструктор по физическому воспитанию, даёт рекомендации по методике выполнения упражнений.
    • проветривает групповую комнату, избегая сквозняков.
    • подбирает музыкальное сопровождение.
    • готовится материал для сухого обтирания.

    Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.

    Разминка в постели.

    С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—6 упражнений общеразвивающего характера.

    Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали.
    Хорошо нам отдыхать!
    Но пора уже вставать!
    Крепко кулачки сжимаем,
    Их повыше поднимаем.
    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать!

    Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

    Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Так же в эту часть гимнастики можно включать гимнастику игрового характера, которая состоит из 3—6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы (“лыжник”, “конькобежец”, “гимнаст”, “петрушка”, “цветок” и т.д.)

    Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

    Затем, если в условиях ДОУ есть условия, дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты. К сожалению, в нашем детском саду нет условий для перехода в холодную комнату, поэтому воспитатели сдвигают столы для увеличения площади свободного места и эта часть гимнастики проводится в одной хорошо проветриваемой комнате.

    Пробежки по массажным дорожкам.

    Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Эти упражнения проводятся не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Дети так же занимаются в одних трусиках, босиком.

    Затем выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому эту часть гимнастики проводит инструктор по физическому воспитанию, так как педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 1 до 3-4 минут.

    Затем инструктор по физическому воспитанию проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с воспитателем проводят водные процедуры: умывание, сухое растирание махровой варежкой.

    Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут до нескольких десятков минут.

    Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость.

    Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

    Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня, что является одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Проведение гимнастики после сна показывают положительные результаты, которые отмечаются уже на второй неделе. Последующая диагностика эмоционального состояния детей во время сна выявляет изменение их отношения к дневному сну: с негативного на нейтральное и позитивное. На этом фоне у дошкольников наблюдается значительное снижение уровня общей тревожности.

    Проведение оздоровительной гимнастики целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.

    Методическая разработка по теме: Гимнастика после сна

    Методическая разработка по теме:
    Гимнастика после сна.

    Забота о здоровье-

    это важнейший труд воспитателя.

    От жизнерадостности, бодрости детей

    Зависит их духовная жизнь,

    Мировоззрение, умственное развитие,

    Прочность знаний, вера в свои силы

    Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, полученные на больших выборках и отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – это суровая реальность наших дней. Ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По данным Научного центра детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Кемеровская область не исключение. Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Кузбасса не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно - оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.

    Предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

    1. Значение гимнастики после дневного сна.

    Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Гимнастические упражнения в России служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр I в армии в конце 17 века.

    В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

    Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
    Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

    Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
    Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

    1. звуковые сигналы (например, музыка)
    2. зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
    3. импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

    Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

    Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

    1. устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
    1. увеличить тонус нервной системы;
    2. усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

    Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
    В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

    Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям. Наиболее эффективным средством закаливания, в существенной мере стимулирующим защитные реакции организма, является действие холодной воды. Это связано с тем, что вода обладает большой теплопроводностью (способностью проводить тело). Наименее эффективным средством является действие солнечных лучей. Солнечные лучи оказывают закаливающее действие на организм, в основном по механизму повышения тонуса центральной нервной системы и стимуляции синтеза некоторых химических веществ (например, витаминов группы D). Эти вещества в числе прочего участвуют в развитии защитных реакций. Повышение тонуса центральной нервной системы также увеличивает общую сопротивляемость организма.

    На практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-25 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

    1. Виды гимнастики после дневного сна.

    Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна:

    1. Разминка в постели и самомассаж;
    2. Гимнастика игрового характера;
    3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
    4. Пробежки по массажным дорожкам.

    РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ

    Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнения в постели дети по указанию встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура воздуха 19—17°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

    ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

    Состоит из 3—б имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.д.)

    ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖОРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

    Проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах. Комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек. Одна подгруппа может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигаться по рукоходу, выполнять висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и другие действия. Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», детским эспандером, гантелями) и с более сложными тренажерами («Бегущая дорожка», («Велосипед»). Подгруппы меняются местами через 5—б мин.

    ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ

    Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение

    2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

    ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ХАТХА-ЙОГИ.

    Доцент Кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа. Н.Г. Коновалова в своих рекомендациях для воспитателей ДОУ предлагает комплексы и методику проведения гимнастики для детей дошкольного возраста на базе Хатха-йоги. Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика йогов - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Но не только это. Практика показывает, что регулярно занимающиеся дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

    Гимнастика с элементами Хатха-йоги вполне доступна. В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением.

    Оригинальный комплекс оздоровительной гимнастики и самомассажа, составлен на основе традиционных китайских техник. Занятие построено с акцентом на самомассаже кистей, стоп, ушных раковин. Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно - детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь, начала заболевания.

    1. Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна.

    Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут.
    Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
    Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов в. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются:

    1. Действие солнечных лучей;
    2. Действие холодного воздуха;
    3. Действие холодной воды (обтирания, обширное умывание).

    Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.

    Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других.
    Поэтому при выборе комплекса гимнастики после сна, при его разработке необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

    Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.

    Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

    Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

    Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

    Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность части гимнастики — 2—З минуты.

    Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2—З минут.

    Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

    Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с ЧБД). Он может организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).

    Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.

    Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА НА ОСНОВЕ ХАТХ-ЙОГИ

    Заниматься лучше ежедневно, либо в одни и те же дни недели, на голодный желудок.

    Для занятий необходимо чистое, проветренное помещение. Одежда для занятий должна быть легкой, не стеснять движения, хорошо пропускать воздух. Лучше использовать одежду из натуральных волокон. До занятий необходимо освободить мочевой пузырь, носоглотку, желательно освободить кишечник.

    Начинается гимнастика с выполнения перекатов в группировке, при этом происходит массаж позвоночника и паравертебральных областей. Затем проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения «стоя на четвереньках» и «стоя». Последовательность исходных положений повторяет становление поз и движений в онтогенезе. Это благоприятно сказывается на здоровье ребенка, поскольку позволяет устранить небольшие дефекты формирования двигательных стереотипов. Если они имели место в процессе онтогенеза.

    Для повышения интереса у детей дошкольного возраста занятия удобно проводить в форме спокойной сказки, которую рассказывает воспитатель. Каждое упражнение целесообразно разучивать отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную доброжелательную обстановку.

    Продолжительность занятий постепенно увеличивают от 5-7 минут до 20 минут. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

    Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
    Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

    ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ХАТХА-ЙОГИ

    (комплекс оздоровительного самомассажа для детей дошкольного и младшего школьного возраста и методика его проведения)

    Методика изложена на примере сюжета весеннего пробуждения медвежат.

    1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки.

    Исходное положение лежа на боку в группировке.

    2. Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, не уютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, перекатываются на спинке от головы к хвосту и обратно. Сыро.

    Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.

    3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.

    Потирание ладоней 4-6 раз.

    Поочередное циркулярное растирание пальцев по 4-6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.

    4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной - до пальчиков. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатым кулачком чтобы хорошо проснулись лапочки.

    Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приемы проводим 1-2 раза.

    5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики - проверили медвежата, крепко ли держится их шерсть и вновь погладили.

    Граблеобразное поглаживание, прерывистая вибрация и непрерывистая вибрация, потягивая за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы. Все приемы проводим 2-4 раза.

    6. Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны.

    Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной фасции 2-4 раза.

    7. Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками 1-2 пальцев.

    Щипцеобразное поглаживание бровей 2-4 раза.

    8. Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок увидел первую бабочку, следит за ней. Поглядели на вдох - вверх, на выдох - вниз, на вдох - вправо, на выдох - влево, на вдох -влево, на выдох - вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро-быстро и легко поморгали, представили что веки - это крылья бабочки.

    Упражнения для глаз выполняем с максимальной комфортной амплитудой по 1-2 раза медленные, 4-8 раз быстрые.

    9. Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.

    Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.

    10.Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед-назад 2-4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз.

    11. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза.

    Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи, надплечий.

    12. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди - вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Прижали ладошки к груди - вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.

    Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.

    13. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся.

    Поочередное циркулярное растирание пальцев 4- 6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, максимальное сгибание и разгибание их 1-2 раза.

    14. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2-4 раза, постучали их слабо сжатым кулачком 1-2 раза и опять погладили и растерли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2-4 раза. Погладили тыльную поверхность стопы от пальцев к голеностопному суставу 2 раза, тщательно растерли ее 2-4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальцем, а с другой - остальными и растерли вверх-вниз 4-6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза.

    Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе.

    Повторили то же с другой лапкой.

    15. Разбудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2-4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2-4 раза, слегка посмещали надколенники вверх, вниз, в стороны по 1-2 раза.

    16. Погладили шерсть на задних лапах по наружной поверхности - к стопе, по внутренней - к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1-2 раза. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже 1-2 раза. И, наконец, плотно прижимает ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1-2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперед, теперь - пяточками вперед, а теперь - одну пальцами, а другую пяточкой вперед и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.

    Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостики кверху, кто выше поднимет свой хвост? Прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки вправо, пальцы влево, выпрямили ноги, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки влево, пальцы вправо, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками.

    Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом всему, что им предложит жизнь.

    КОМПЛЕКС ВКЛЮЧАЮЩИЙ РАЗНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

    Зарядка для зверят (старшая группа)

    Гимнастика в постели – 2-3 мин:

    Медвежата, вы проснитесь –

    На постели потянитесь

    Тяни лапку, не ленись-

    Лапку вверх и лапку вниз

    Потягивание. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

    Медвежата повернулись на живот, и смотрят, кто проснулся ещё

    На живот ты повернись-

    Слева, справа осмотрись

    Твои лапки отдыхают

    И друг с другом поиграют

    «Отдыхаем». И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

    Умываться всем пора!

    Вот хорошая игра!

    Самомассаж головы («помоем голову»). И.п. — сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «. Потрогайте воду. Ой, холодная! Аккуратно намочите волосы, намыливайте их, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, Осторожно протрите волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».

    А теперь пора гулять!

    Лес наш просто не узнать!

    Дети идут в «холодную» комнату по дорожке здоровья

    Профилактика плоскостопия - 2-3 мин

    Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой:

    на носках («лисичка»),

    Посмотрите вот лиса

    на пятках («На траве роса не замочите ноги»);

    Ноги вы не замочите

    На росу не наступите

    на внешней стороне стоны («медведь»),

    Бравые все удальцы!

    с высоким подниманием колена («лось»),

    Длинноногий лось шагает

    Ноги выше поднимает

    Дети идут в «тёплую» комнату по «дорожке здоровья»

    Профилактика нарушений осанки - 2-3 мин

    Физкультминутка «У меня спина прямая».

    И.п. узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.

    У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

    Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

    Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

    Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

    Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

    Медвежатам в лес опять

    Так и хочется бежать

    Дети идут в «холодную» комнату по дорожке здоровья

    Дыхательно-звуковая гимнастика 2-3 мин

    При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

    «Стучит дятел». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох — наклониться в сторону, сказать: «Бом». Повторить 12 раз.

    «Лисичка красавица». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох — приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох — поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п. сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

    «Ломается ветка». И.п. — стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить 6-7 раз.

    «Дует ветер» И.п. — сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох — и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.

    Надо, надо закаляться

    по утрам и вечерам,

    Чтоб здоровым оставаться - всем нам!-

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

    Средний дошкольный возраст

    Гимнастика в постели

    Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. — лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

    Игра «Зима и лето » (напряжение и расслабление мышц). И.п. — лежа на спине. на сигнал «Зима! дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

    Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. — сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладоями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

    Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

    Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках (согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»):

    ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах;

    ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

    ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола;

    из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

    Каждое упражнение повторить 6-8 раз.

    Профилактика нарушений осанки

    Упражнение «Сосулька». Вис на вытянутых руках на турнике детского спортивного комплекса или на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом туловище держать прямо, ноги вместе. Постепенно увеличивать время выполнения упражнения (индивидуально для каждого ребенка).

    Дыхательно-звуковая гимнастика «Новый год»

    При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

    «Бьют часы 12 раз ». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох — наклониться в сторону, сказать: «Бом». Повторить 12 раз.

    «Ёлочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох — приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох — поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п. сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

    «Хлопушка». И.п. — стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить 6-7 раз.

    «Дует Дед Мороз» И.п. — сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох — и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.

    Дифференцированная работа с детьми, часто болеющими простудными заболеваниями

    Игра «Гонки снежинок». На старте выстраиваются несколько детей, у каждого снежинка, вырезанная из тонкой, легкой бумаги (например, салфетки).

    И.п. стоя с опорой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети начинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии финиша. Побеждают дети, прошедшие всю дистанцию, не касаясь снежинки руками.

    Затем можно переходить к водным процедурам.

    Старший дошкольный возраст

    Гимнастика в постели

    Потягивание. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

    «Отдыхаем». И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

    Самомассаж головы («помоем голову»). И.п. — сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте. Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы. налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно протрите волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».

    Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой:

    1. на носках («лисичка»),
    2. на пятках («На траве роса не замочите ноги»);
    3. на внешней стороне стоны («медведь»),
    4. с высоким подниманием колена («лось»),
    5. в полуприседе («ежик»),
    6. по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

    Профилактика нарушений осанки

    Физкультминутка «У меня спина прямая».

    И.п. узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.

    У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

    Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь ( действия в соответствии с текстом).

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, а (повороты туловища)!

    Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

    Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

    Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

    Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

    Поза «зародыш» (хатха-йога).

    И.п. — лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5—6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами, дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.

    Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на Луну».

    При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

    «Запускаем двигатель». И.п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох — и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить:

    «Р-р-р-р». Повторить 4-6есть раз.

    «Летим на ракете». И.п. — стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох — и.п.; долгий выдох — покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить 4-6 раз.

    «Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох — и.п.; выдох — развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

    «Пересаживаемся в луноход». И.п. — узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох — и.п.; выдох — полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

    «Лунатики». И.п. — стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох — и.п.; выдох — наклонить туловище в сторону, произнести «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

    «Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. — ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох через стороны поднять руки вверх; выдох — руки плавно опустить, произнести «Ах!». Повторить 4-6 раз.

    Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М. Владос, 1999.

    Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского.- М. 1987

    Коновалова Н.Г. Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. В сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.

    Латохина Л.И. Хатха - йога для детей. - М. 'Просвещение', 1993

    Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М. 2000.

    Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Ж. 'Дошкольное воспитание'. - 1999. - N 6.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд. испр. — М. Издательский центр «Академия»,
    2006.

    Шебенко В.И.// Физическое воспитание дошкольника. М, 1998