Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция и профессиональный стандарт

Категория: Инструкции

Описание

Профессиональные стандарты: особенности перехода и применения

Профессиональные стандарты: «обязаловка» или пожелание?

Что понимается под профессиональным стандартом? Где применяются такие стандарты? Для кого они обязательны? Как работодателю грамотно и последовательно перейти на применение профстандартов? Что делать, если сотрудник не соответствует требованиям стандарта? Можно ли уволить такого сотрудника?

Понятие профессионального стандарта (ПС) относительно новое. Необходимость его введения была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание же требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, в них устанавливается более современная система требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Особенность ПС и сферы применения

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 ТК РФ. Квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Базовой целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Действующие квалификационные справочники должностей не всегда отвечают современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии не применяются, а многие востребованные профессии в них и вовсе не закреплены.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

Таким образом, профессиональные стандарты представляют собой более удобную и детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей.

Особенность ПС в том, что они, в силу специфики их содержания, как бы связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования, дополняя соответствующую нормативную базу. Причем они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов. Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профстандарта и это несколько затрудняло разработку профессиональных требований.

В настоящее время работодатель может применять установленные ПС требования от стадии подбора персонала до стадии увольнения. При разработке ПС были определены такие области их применения:

  • при формировании кадровой политики и управлении персоналом;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при разработке должностных инструкций;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов;
  • при установлении систем оплаты труда.

Следовательно, при введении ПС работодателю необходимо пересмотреть процедуру аттестации персонала, содержание должностных инструкций, условия поручения конкретной работы тому или иному сотруднику, систему оплаты труда.

Для кого обязательны, а для кого только рекомендованы ПС?

ПС обязательны для применения работодателями только в случае, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В случаях, когда данные требования нормативным документом не установлены, характеристики квалификации, указанные в ПС, не обязательны для применения. Для коммерческих организаций ПС носят скорее рекомендательный характер, руководство организации не обязано корректировать, исходя из них, должностные инструкции. Но в то же время работодатели могут по собственной инициативе проверить сотрудников на соответствие ПС.

Работодатели могут использовать ПС для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций и специфики производственных процессов и условий труда в компании.

Наименования должностей и квалификационные требования в трудовых договорах должны соответствовать ПС, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Что же касается организаций других форм собственности, для них действительно могут вводиться дополнительные обязанности в части применения ПС. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения ПС в части требований, обязательных для:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных корпораций;
  • государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, требования к квалификации, необходимой работнику, должны быть установлены законодательно.

Как перейти на ПС?

Чтобы осуществить переход на ПС грамотно и последовательно, специалисты предлагают несколько рекомендаций:

1. Для начала стоит составить план по переходу на ПС. Он формируется как цепочка задач с конкретными сроками их выполнения.

Чтобы разобраться в том, затрагивают ли ПС ваше предприятие, надо рассмотреть штатное расписание. решить, нужна ли та или иная должность, которой касается ПС, и если потребуется, внести изменения в расписание.

2. Затем определяется состав лиц, ответственных за переход. Разумеется, один человек с такой работой не справится. Лучше, чтобы среди специалистов, которым она поручается, были руководители подразделений, сотрудник отдела кадров, юрист и бухгалтер.

3. Издается приказ о назначении ответственных лиц. И приказ, и план должны быть подписаны каждым членом группы, ответственной за переход на ПС.

4. Далее следует сравнить основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации. Вполне возможно, что в тексте ПС не найдется должность (профессия) работника. И это не упущение – ведь название ПС не равнозначно наименованию должности. ПС разрабатывается не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности.

5. Если, например, в компании есть виды профессиональной деятельности, по которым стандарты уже вышли, то стоит проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Если окажется, что работа по какой-то должности предоставляет работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в ПС или квалификационных справочниках.

6. Требования к квалификации работника, закрепленные в ПС, нужно перенести в должностную инструкцию или иной документ, определяющий, какими знаниями и навыками должен обладать специалист, занимающий ту или иную должность.

Если ПС для конкретной должности обязателен, сотрудник не вправе отказаться от изменений или дополнений его работы в соответствии с этим стандартом.

Работодатель, руководствуясь ПС, может утвердить новые должностные инструкции. Однако если в результате увеличится круг обязанностей какого-либо работника, то его нужно заранее предупредить о внесенных изменениях. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для лиц, работающих в организации.

ПС – это подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и навыкам для разных уровней квалификации специалистов. Необходимо определить соответствие работающих сотрудников (в частности, их опыта и образования) базовым условиям принятого стандарта.

Вопрос: Что делать, если сотрудник не соответствует ПС?

Каждая коммерческая организация вправе рассматривать ситуацию индивидуально. ПС описывает перечень навыков и умений масштабно и полно, скажем, для универсального специалиста крупной компании. В небольшой же коммерческой фирме, к примеру, к бухгалтеру, занимающемуся расчетом и выдачей зарплаты, могут предъявляться требования только по соответствующей обобщенной трудовой функции.

7. Давно работающие по определенным профессиям и должностям сотрудники не всегда соответствуют требованиям ПС. Работодателю следует восполнить это упущение путем обучения сотрудников. Например, если ПС обязывает работника иметь определенный уровень образования, можно предложить ему получить дополнительное образование – поступить в техникум или вуз. Если ПС предполагает обязательное наличие специальной подготовки, работодатель должен организовать эту подготовку. Если квалификация работника не соответствует критериям, прописанным в стандарте, можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. Если же направленный на обучение или профподготовку работник отказывается их пройти, его придется уволить в связи с несоответствием занимаемой должности по результатам аттестации или по сокращению штата, поскольку ТК РФ не содержит такого основания для увольнения, как несоответствие ПС.

Руководство предприятия вправе использовать положения из ПС при разработке должностных инструкций, подборе и аттестации персонала, организации учебы сотрудников и др.

Как уже говорилось ранее, уволить сотрудника, который не соответствует ПС, по этой специфической причине нельзя. Уволить за то, что сотрудник не соответствует новым внутренним положениям предприятия, можно лишь по итогам аттестации, если нельзя перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся работу или в компании отсутствуют вакантные должности.

Заключение

В любом новшестве есть свои плюсы и минусы. Это верно и для внедрения обязательных ПС на предприятиях – см. таблицу.

должностная инструкция и профессиональный стандарт:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Курс, семинар, тренинг Профессиональный стандарт: разработка, утверждение, обязательность применения и рекомендательный характер

    Курс, семинар, тренинг Профессиональный стандарт: разработка, утверждение, обязательность применения и рекомендательный характер. Должностные инструкции: соотношение с профессиональными стандартами.

    Для руководителей и специалистов различных направлений деятельности.

    Эксперт СРА, обладатель сертификата САР, эксперт-практик в области трудового права и управления персоналом с юридическим и экономическим образованием. Имеет опыт работы более 12 лет на крупных промышленных предприятиях России, а также опыт преподавания в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Тренер. Разработчик научных работ. Специализируется на экспертизе по вопросам кадрового администрирования, компенсаций и льгот, развития персонала, оценки и аттестации компетенций персонала, подбора персонала, экспертизе договоров трудового и гражданско-правового характера, разработке и согласованию ЛНА, проведению семинаров, тренингов и других учебно-практикующих мероприятий, а также конференций. Имеет экспертный опыт сопровождения прохождения работодателями проверок, проводимых ФСС, ПФ РФ, налоговой службы и других проверяющих органов.

    Программа курса
    • Понятие и значение профессионального стандарта.
    • Порядок разработки и утверждения профессионального стандарта.
    • Макет профессионального стандарта.
    • Обязательность применения и рекомендательный характер профессионального стандарта.
    • Должностные инструкции: порядок разработки, требования к содержанию.
    • Значение должностной инструкции для работника и работодателя.
    • Соотношение должностной инструкции и профессионального стандарта.
    • Что делать работодателю в изменяющихся условиях на рынке труда: мнение профессионального сообщества экспертов EIСРА.
    Преподаватели

    Информация предоставляется по запросу.

    Даты и места проведения

    Даты начала обучения не определены.

    Должностная инструкция специалиста по стандартам

    Должностная инструкция специалиста по стандартам

    С ноября минувшего года действует принятый в ноябре 2016 года приказ минтруда об утверждении профессионального стандарта специалист по управлению персоналом. Существующий стандарт профессиональных требований, которым должны соответствовать специалисты службы охраны труда, позволяет осуществить качественный подбор сотрудников, способных на практике предотвратить возникновение несчастных случаев на производстве.

    Даже заглядывала в них, но это такие масштабные документы мягко сказано, в которых я не разобралась хотела бы я посмотреть им в глаза, кто составлял все это. Технический специалист назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя компании.

    Действующие стандарты и технические условия на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее составления и правила оформления производственное оборудование, аппаратуру и инструменты, правила пользования ими переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами провести аттестацию определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту.

    N 559н об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охрана труда, и иных нормативноправовых актов, регулирующих трудовые правоотношения. Участвует в разработке методических рекомендаций по регламентации проверки соответствия производственных процессов, производимой продукции внутрифирменным, отраслевым, государственным стандартам и сертификатам. N 559н об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, и иных нормативноправовых акт. 1 тк рф профессиональным стандартом называется квалификационная характеристика, которой должен соответствовать сотрудник для того, чтобы осуществлять трудовую деятельность и занимать определенную должность. Бухгалтер относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера. Связано это с постоянным развитием современных информационнокоммуникационных технологий, которые все чаще и активнее внедряются и применяются при работе с документами.

    Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы о порядке разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов и других документов по стандартизации и сертификации.

    Трудовые действия, при этом, рекомендую вынести за пределы трудового договора и при необходимости закрепить в виде отдельных локальных нормативных актов. Основные технологические процессы оборудование предприятия и принципы его работы систему стандартов безопасности труда положение об обучении работников по вопросам охраны труда ведение.

    Первая задача связана с тем, что, несмотря на достаточно большой путь рыночных реформ и реальную доступность западных технологий и оборудования, ситуация с качеством продуктов товаров и услуг в нашей стране не только не улучшилась, а в некоторых случаях даже ухудшилась. Специалист обеспечивает проведение успешного аудита по стандартам исо 9000, в частности, обеспечивает контроль за наличием всей необходимой документации, требуемой стандартами качества исо 9000. Нормативные и методические материалы по вопросам организации складского хозяйства стандарты и технические условия на хранение товарноматериальных ценностей виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики товарноматериальных ценностей и нормы их расхода организацию погрузочноразгрузочных работ правила и порядок хранения и складирования товарноматериальных ценностей, положения и инструкции по их учету условия договоров на перевозку и хранение грузов, на аренду.

    Для работодателей положения этих стандартов должны стать ориентиром при формировании политики по таким направлениям, как управление персоналом, аттестация работников, организация их обучения, а также тарификация работ, присвоение сотрудникам тарифных разрядов, выработка систем оплаты труда и разработка должностных инструкций работников. В процессе разработки программ профессионального образования в области закупок образовательные учреждения в содержании своих программ также должны будут учитывать положения новых профстандартов. Инженер по охране окружающей среды назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия. Профессиональные стандарты будут служить основой для разработки должностных инструкций и других документов, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации труда и управления. При написании должностных инструкций рекомендуется использовать в работе информацию из разделов профессионального стандарта по описанию трудовых функций и характеристике обобщенных трудовых функций. Стандартами по процессам и процедурами системы менеджмента клиники уставом предприятия правилами трудового распорядка приказами и распоряжениями генерального директора клиники настоящей должностной инструкцией. Вопрос о том, как вправе действовать работодатель в случае, если в трудовом договоре с работником о должностной инструкции не говорится ни слова, заслуживает отдельного обсуждения, равно как и сама возможность изменения трудовых действий по статье 74 трудового кодекса рф в связи с принятием профстандартов, так как мнения специалистов по данным вопросам кардинально расходя. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Взяв за основу примеры должностных инструкций, необходимо вдумчиво разработать такой документ, который будет решать задачи вашей компании с учетом ее структуры, сферы деятельности и других особенностей. Профессиональный стандарт это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности ч. При разработке должностных инструкций при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления1. Специалист по охране труда назначается на должность и освобождается от должности в установленном, действующим трудовым законодательством, порядке приказом директора техникума. Национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда государственные нормативные требования охраны труда изменения в должностной инструкции кадровика. Если раньше общая картина работы службы персонала состояла из в основном трх наименований должностей инспектор отдела кадров, менеджер по персоналу, универсальный кадровый работник, то сейчас, в профстандарте специалист по управлению. Специалист по социально значимой работе службы воспитательной работы угпи относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется приказом ректора угпи.

    Должностная инструкция специалиста по стандартам

    Должностная инструкция буфетчицы буфета - HR ресторана - – информационный портал

    Должностная инструкция буфетчицы буфета

    Профиль должности (требования при приеме на работу): Женщина 28-45 лет. Образование – не ниже средне-специального. Хорошее знание кассового аппарата и умение работать с деньгами (опыт работы на кассовом аппарате). Приятная внешность. Чистоплотная. Стрессоустойчивая. Клиентоориентированная (опыт работы с клиентами). Коммуникабельная. Правильная и грамотная речь.

    Общая цель должности:

    Обеспечивать предоставление услуг покупателям в рамках буфета, с целью сохранения постоянных клиентов и привлечения большего числа покупателей, а также прирост в спросе на покупаемую продукцию.

    Показатели качества продукта

    1. Консультировать покупателей по товару

    Информация о товаре

    Достоверность и полнота информации

    2. Следить за состоянием витрин и их оформлением

    Оптимальное размещение товара

    Содержание витрин в чистоте и порядке

    Соответствие санитарным нормам;

    Отсутствие претензий от клиентов

    3. Осуществлять оформление покупки через кассу с выдачей чека

    Быстрота и точность оформления покупки

    4. Обеспечить поддержание запасов товара в буфете

    Информация менеджеру по сбыту о количестве продукции на витринах

    Полнота и точность информации

    5. Строго соблюдать требования санитарных норм и личной гигиены

    Соблюдение правил санитарии и личной гигиены, применение разовых перчаток

    Статья - Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

    Статья "Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников".

    Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

    Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования

    Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики того времени, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя знание предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся, дисциплинированность, их внешний вид.

    В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

    В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет.

    О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г. Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценили справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Ребята акцентировали внимание на таких негативных качествах учителя как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.

    Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г. в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

    Школа XXI века приобретает новый, современный облик, меняются и её ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

    Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Учитель - это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.

    На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

    Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.

    В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала «должность» (для рабочих – «профессия»). Квалификационные характеристики должностей в области образования были обновлены в 2010–2011 гг. однако идеология их разработки осталась прежней: справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже узнать должность по ее описанию не всегда удается. Это затрудняет использование квалификационных характеристик должностей для решения задач управления персоналом, разработки и обновления образовательных программ, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации кадров.

    Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности. Профессиональные стандарты начали разрабатываться в России в середине 90-х годов прошлого века. Инициаторами их создания выступили представители бизнес-сообщества. В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Министерством образования и науки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей разработанные и утвержденные профессиональные стандарты рекомендовано использовать при создании соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ. С учетом значительной доли государственных структур и организаций с государственным участием в российской экономике в 2012 году принято политическое решение об активном вхождении государства в процесс развития национальной системы квалификаций.

    Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики.

    В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

    профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

    аквалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

    В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Профстандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования; установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

    Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

    В перспективе внедрение профессиональных стандартов должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда. Проекты стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Методика разработки профессиональных стандартов предусматривает их широкое публичное обсуждение. Таким образом, на смену общественному формату разработки профессиональных стандартов пришел государственно-общественный.

    В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

    Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.

    Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых

    договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем

    оплаты труда с 1 января 2017 года.

    В работе над содержанием профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

    Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта

    В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определены основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

    Достижению результатов выполнения одного из приоритетных направлений вышеуказанной программы – внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - способствует разработка нормативной и методической документации, регламентирующей использование профессионального стандарта педагога.

    Разработка пакета документов по обеспечению внедрения профессионального стандарта в системе образования направлена на реализацию задач Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций на 2015-2020 гг.(программа утверждена заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Г. Голодец 28 мая 2014 г. №3241п-П8; далее Комплексная программа)

    Профессиональный стандарт педагога – это сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагогов, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда и т.д.

    В соответствии с Комплексной программой внедрение профессионального стандарта педагога должно не просто повысить эффективность работы педагога, но создать принципиально новые механизмы модернизации педагогического образования и организации профессиональной деятельности педагога с опорой на профессиональный стандарт.

    В процессе применения профессионального стандарта педагога предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях профстандарта педагога. Разработаны предложения модернизации форм трудовых отношений на основе эффективного контракта.

    В 2015 году по результатам первого и второго этапов внедрения профессионального стандарта педагога при активном участии субъектов Российской Федерации разработан следующий переченьнормативной и методической документации, регламентирующий использование профстандарта педагога в соответствии с требованиями Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций:

    Предложения по введению дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка стандарта).

    Требования к формированию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на основе профессионального стандарта.

    К данному перечню нормативных документов по решению подкомиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и применению профессиональных стандартов работников сферы образования разработаны методические материалы (методические рекомендации, методические письма, инструктивные материалы, модели и концепции), обеспечивающие решение основных задач управления качеством образования.

    Таким образом, разработанный пакет документов является минимальной необходимой нормативной, методической и аналитической базой, позволяющей руководителям образовательных организаций при применении профессионального стандарта педагога осуществлять основные функции управления образовательным процессом (в том числе по формированию кадровой политики), педагогическим работникам осуществлять профессиональное развитие, формировать индивидуальную карьеру, а органам управления образованием обеспечивать качество работы образовательных организаций.

    Данный пакет нормативных документов рекомендуется к использованию образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

    Документы федерального уровня:

    Федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации".

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.

    Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

    Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.».

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

    Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя».

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

    Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

    Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

    Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

    Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

    Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».

    Приказ Министерства образования и науки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

    Документы регионального уровня – это н ормативные документы, определяющие регламент предоставления государственной услуги «Аттестация педагогических кадров».

    Документы локального уровня (уровень организации):

    трудовой договор (или эффективный контракт) с педагогом;

    положение об оплате труда;

    порядок проведения аттестации;

    должностная инструкция учителя;

    устав образовательной организации в новой редакции;

    программа развития образовательной организации;

    основная образовательная программа образовательной организации;

    правила внутреннего трудового распорядка;

    положение о конфликте интересов педагогического работника;

    локальные акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива).

    В связи с тем, что подходы к использованию профессионального стандарта могут лежать как в области регулирования деятельности педагога, так и в области развития и совершенствования качества профессиональной деятельности, профессиональному сообществу должны быть представлены конкретные и прозрачные механизмы использования стандарта, отражающие его влияние на оценку квалификации специалиста и качество профессиональной деятельности.

    Одним из таких механизмов, непосредственно вытекающих из результатов внедрения профессионального стандарта, является механизм совершенствования отношений работника и работодателя на конкретном рабочем месте – процедура описания должности в конкретной образовательной организации и формирование должностной инструкции как основной части трудового договора.

    Описание профессиональной деятельности в современных подходах строится с опорой на схему «субъект профессиональной деятельности – профессиональная среда». При этом под субъектом деятельности понимается работник, а под профессиональной средой - технологии и средства деятельности. Однако, такой подход, вполне подходящий для описания вида и содержания профессиональной деятельности в целом, оказывается малопродуктивным при анализе и описании реальных отношений работника и администратора (работодателя) на конкретном рабочем месте.

    Для расширения возможностей психологического анализа следует признать, что описание и анализ деятельности, в том числе, профессиональной деятельности, должны учитывать, как минимум, два уровня – общий, определяющий особенности данного вида профессиональной деятельности, и локальный, определяющий особенности реальных отношений работника на конкретном рабочем месте.

    На общем уровне специфицируются профиль организации, работники (персонал, специалисты, штатное расписание и др.), общие описания трудовых функций и трудовых действий, а также требования, важные для эффективного их выполнения (то есть требования к профессионалу, любому работнику-специалисту данной профессии).

    На локальном уровне описываются структуры и регуляторы отношений работника и работодателя на конкретном рабочем месте в данной организации – профессиональные задачи и конкретные условия их выполнения, характеристика рабочего места, средства и методы работы, требования к персоналу, перечень должностей, объем выполняемых работ и порядок оплаты труда, процедуры отбора и расстановки кадров, в том числе, при замещении и освобождении от должности и другие составляющие трудового договора. При этом наиболее сложным вопросом становится согласование требований со стороны работодателя к работнику и его квалификации при занятии данной должности и требований со стороны работника к объемам и условиям работы, оценке качества и оплате его труда.

    Для решения перечисленных вопросов предлагается ввести ключевое для локального уровня понятие – профессиональная роль работника в данной организации. Профессиональная роль предполагает описание конкретных профессиональных задач, предлагаемых для решения на данном рабочем месте в данной организации и является важнейшим звеном конкретизации отношений работника и работодателя. Перечень профессиональных задач и перечень должностей становятся двумя основаниями выбора работника при заключении трудового договора.

    Перечень профессиональных задач формулируется, составляется и согласовывается работодателем и работником:

    на основании профиля и программы развития организации с учетом требований профессионального стандарта – трудовых функций и трудовых действий, необходимых для решения данных задач;

    на основании перечня предлагаемых (имеющихся) должностей, имеющихся в штатном расписании и перспектив развития организации.

    С учетом разработанных ранее моделей и рекомендаций по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога профессиональная роль и определенный ею перечень профессиональных задач позволяют связать требования профессионального стандарта данной профессии с работой в конкретной должности в данной организации.

    Таким образом, каждая должность наполняется содержательным описанием тех профессиональных задач, которые должны быть выполнены работником, и это содержание становится основной частьюдолжностной инструкции(должностных требований), согласованной с профессиональным стандартомреализуемой профессиональной деятельности в данной организации.

    Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностные инструкции для педагогов должны быть составлены на основе требований Трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, требований профессионального стандарта педагога к выполняемой профессиональной деятельности (трудовой функции).

    Составление и оформление должностной инструкции производится с учетом требований государственного стандарта РФ к организационно-распорядительной документации. Стандарт устанавливает набор обязательных правил оформления отдельных реквизитов организационно-распорядительной документации, а также требования к структуре текста должностной инструкции.

    Структура текста документа включает в себя следующие обязательные разделы:

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: info@infourok.ru

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.