Руководства, Инструкции, Бланки

лаз 4207 руководство по ремонту

Категория: Руководства

Описание

Лаз 4207 руководство по ремонту

Автобус ЛАЗ-4207 4х2.2

Междугородный автобус среднего класса выпускался Львовским автобусным заводом с 1990 г. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверцый (двери - одностворчатые выдвижного типа). Планировка сидений 4-рядная. Сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессорное. регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод. 14.8106.

Модификации:
- автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36;
- автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидения 41.

Вместимость:
число мест для сидения 41
общее число мест 41
число служебных мест 1
Объем багажных отсеков, м 4,1

Снаряженная масса, кг 9440
В том числе: на переднюю ось 2970
на заднюю ось 6470

Полная масса, кг 13250
В том числе:
на переднюю ось 4520
на заднюю ось 8730

Макс. скорость, км/ч 113
Время разгона до 60 км/ч, с 45,0
Макс, преодолеваемый подъем, % 20
Выбег с 50 км/ч, м 1000
Тормозной путь с 60 км/ч, м 32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/ 100 км 16.8

Радиус поворота, м:
по внешнему колесу 7,8
габаритный 9,3

Двигатель.
Мод. КамАЗ-7483.10, дизель, V-обр. 8-цил. 120х130 мм, 11,75 л, степень сжатия 16, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 165 кВт (225 л.с.) при 2200 об/мин; крутящий момент 785 Н-м (80 кгс-м) при 1200-1400 об/мин; ТНВД - V-обр. подкачивающий насос - поршневой, регулятор частоты вращения - двухрежимный, воздушный фильтр - сухой со сменным бумажным элементом и индикатором засорения.

Трансмиссия.
Сцепление - двухдисковое, привод выключения - гидравлический с пневматическим усилителем. Коробка передач 5-ступ. синхронизаторы на II-V передачах, передат, числа: I-7,82; II-4,03; III-2,50; IV-1,53; V-1,0; ЗХ-7,38. Карданная передача состоит из одного вала. Главная передача - одинарная, гипоидная, передат. число 3,73.

Колеса и шины.
Колеса - дисковые, ободья - неразборные 8,25-22,5, крепление на 1 О шпильках. Шины - бескамерные 1 1R22,5 (280R572), мод. И-336-ДЗМА, НС - 16, рисунок протектора - дорожный, давление в шинах передних и задних 6,5-6,7 кгс/см. Число колес 6+1.

Подвеска.
Зависимая, передняя - на двух пневмобаллонах, поперечная И три продольных штанги, два амортизатора; задняя на четырех пневмобаллонах, А-образная и две продольных штанги, четыре амортизатора.

Тормоза.
Рабочая тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 410 мм, ширина накладок 180 мм), разжим - клиновой. Стояночный тормоз - на механизмы задних колес с пружинными энергоаккумуляторами, привод - пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с электропневматическим приводом. Давление в пневмоприводе 6,2-8,2 кгс/м кв. Имеется предохранитель против замерзания конденсата абсорбционного типа.

Рулевое управление.
Мод. "Чепель-Бендиберика" С-500. Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и сектор, гидроусилитель, передат. число 21,0. Ном. давление в системе усилителя 1 40 кг/см кв. Люфт рулевого колеса до 120.

Электрооборудование.
Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ190А емкостью 190 А.ч (2 шт.), генератор 651.3701 с встроенным выпрямителем и регулятором напряжения, мощностью 2,2 кВт, стартер СТ142-Б.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак - 230 л, диз. топливо;
система охлаждения - 60 л, тосол А-40;
система смазки двигателя - 21л, летом М-10Г2(к), зимой М-8Г2(к);
картер рулевого механизма с гидроусилителем - 8,0 л, всесезонно масло марки Р;
коробка передач - 8,5л, ТАП-15В или ТСп-15К;
картер ведущего моста - 18л, ТСп-14 гип или ТАД-17И;
гидропривод выключения сцепления - 0,9 л, тормозная жидкость "Томь" или "Нева";
амортизаторы - 6x0,75 л, АЖ-12Т или МГП-10;
бачок смывателя ветрового стекла - 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг).
Двигатель с оборудованием и сцеплением - 820,
коробка передач - 260,
карданный вал - 23,
передний мост - 570,
задний мост - 675,
кузов (каркас кузова с облицовкой) - 1880,
колесо в сборе с шиной - 100,
радиатор - 38.

лаз 4207 руководство по ремонту:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Энциклопедия советского автомобилестроения

    Модификации: 1414, 42071, 42072, Лайнер-10, 5207, Лайнер-12

    Годы на конвейере: 1990 - наши дни

    Описание: второе поколение междугородных автобусов ЛАЗ

    Междугородный автобус ЛАЗ-4207 среднего класса выпускался Львовским автобусным заводом с 1990 г. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверный (двери - одностворчатые выдвижного типа). Планировка сидений 4-рядная. Сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя – подрессорное, регулируется по высоте, длине, наклону подушки и спинки.

    Первые машины оснащались двигателем КАМАЗ-740, на что указывала цифра "1" в индексе (ЛАЗ-42071). С 1996 года выпускался ЛАЗ-42072 с двигателем Renault MIDR 06.02.26.

    Модификации:
    - автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36;
    - автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидения 41.

    «Лайнер-9» – это ЛАЗ-А1414.

    По кузову ЛАЗ-5207 был унифицирован с автобусом ЛАЗ-4207.

    В 2003 году все семейство ЛАЗ-А141/4207/5207 прошло модернизацию кузова. Автобусы стали оснащать двигателем ЯМЗ-236.

    Лайнер-10 (ЛАЗ-42078) - автобус среднего класса для пригородных, служебных и междугородных перевозок (пригород, турист, люкс). Пригородный вариант предназначен для регулярных перевозок пассажиров. Салон автобуса рассчитан на общую вместимость 73 человека и 43 посадочных места. Туристический вариант автобуса оборудуется мягкими регулируемыми креслами (39 мест) и системой принудительной вентиляции салона с возможностью индивидуальной подачи воздуха каждому пассажиру. Увеличенные багажные отделения имеют объем 3,5 куб. м. Лайнер-10 в комплектации “Люкс” оснащается кондиционером “WEBASTO”.

    Подвеска на пневмобаллонах. По заказу на все версии (кроме «Люкс», где пакет дополнительного оснащения не предусмотрен) устанавливают переговорное устройство, тахограф, аудио- и видеосистему с плазменным монитором.

    «Пригородный» - базовая версия, 43 сидячих места, объем багажных отделений – 2,5 м куб.;

    «Турист» - 39 сидячих мест, объем багажных отделений – 3,5 м куб.;

    «Люкс» - 39 сидячих мест, объем багажных отделений – 3,5 м куб.

    Лайнер-12 (ЛАЗ-52078) – междугородний и туристический автобус. В автобусе устанавливаются 47 мягких кресел, салон оборудован полками с возможностью индивидуального освещения и подачи воздуха для каждого из пассажиров. Объем багажных отделений увеличен до 5,8 куб. м. В „люксовом” исполнении автобус оснащается кондиционером, баром, гардеробом, аудио- и видео- системами. В пригородном варианте Лайнера-12 устанавливается 51 посадочное место, а общая пассажировместимость автобуса составляет 80 человек.

    «Пригодный» - 51 сидячее место, жесткие сиденья, объем багажных отделений – 4,5 м куб.;

    «Турист» - 47 мягких кресел, объем багажных отделений – 5,8 м куб.;

    «Люкс» - 47 мягких кресел, отделка салона тканью и кожей, объем багажных отделений – 5,8 м куб.

    ЛАЗ-42071 \ 42072 \ 42078 (Лайнер-10)

    ЛАЗ-5207 / 52078 ( Лайнер-12 /12(город.))

    1990-199х \ 1996- 2002\ 2002-наши дни

    9980 х 2500 х 3050

    Колёсная база, мм

    Обьём двигателя, л

    ( Cummins D180 \ ЯМЗ-236НЕ)

    ( КАМАЗ-740 \ Renault MIDR \ ЯМЗ-236НЕ)

    ( ЯМЗ -236HE \
    Deutz BF6M1013EC)

    Масса снаряж. \ полн. кг

    10 820 \ 11890\17930, 10480\17070

    Число мест для сидения \ общее

    36-41 \36-41 \ 39, 43+1 (73)

    Мощность двигателя, л. с. /об.м.

    Максимальная скорость, км/ч

    Тормоза передние \ задние

    с пневмоприводом, механизм барабанного типа, ABS

    Подвеска передн. \ задн.

    Расход топлива на 100 км, л

    Каталог запчастей ЛАЗ

    Microsoft Windows XP - есть в продаже в 2016г! Microsoft Windows 7 - есть в продаже в 2016!
    • Программы для автосервиса - АвтоПредприятие 10, АвтоКаталог 40 2016, НормыВремени SP5
    • Резервное копирование данных EXBBS
    • Программа для автомагазина
      • АвтоМагазин AutoSoft
        • Купить АвтоМагазин сейчас
    • Программа для автомастерской
      • АвтоМастерская
        • Возможности программы
        • Работа с программой АвтоМастерская видео
        • Требования к ПК
        • Таблица сравнения функциональности ( NEW )
        • Купить АвтоМастерскую сейчас
    • Программа для автосервиса
      • АвтоПредприятие 9. учет в автосервисе, работы, нормо-часы, склад.
        • Возможности программы АвтоПредприятие 9
          • Документооборот в программе АвтоПредприятие 9
          • Документы для автосервиса
          • CRM - Система управления взаимодействием с клиентами АвтоПредприятие 9
          • Основные справочники в программе Автопредприятие 9
          • Дополнительные справочники в АвтоПредприятие 9
          • Работы и справочники работ в автосервисе
          • НормыВремени SP4 в ПО АвтоПредприятие 9
          • Склад организации в АвтоПредприятие 9
          • Календарь - запись на ремонт, планирование рабочего времени в автосервисе
          • Мультивалютность в АвтоПредприятие 9
          • АвтоПредприятие 9 - Отчеты
          • Настройка прав пользователей в АвтоПредприятие 9
            • Список прав доступа пользователей к различным функциям программы АвтоПредприятие 9
          • Возможность удаленной работы через сеть Интернет
          • Руководство пользователя АвтоПредприятие 9
        • Марки и модели в программе
        • Работа с программой АвтоПредприятие видео
        • On-line запись на ремонт через интернет сайт
          • Онлайн запись на ремонт, регистрация для участия в проекте
        • Требования к компьютеру
        • Таблица сравнения программ для автосервиса
        • Купить АвтоПредприятие 9 сейчас
        • Рассчитать стоимость обновления ПО АвтоПредприятие 9
        • Автопредприятие 9 купить
    • Электронный каталог запчастей - АвтоКаталог 40
      • Каталог запчастей - АвтоКаталог 40 2016
        • Возможности программы электронный каталог запчастей
          • Автомобили в программе каталог автозапчастей
          • Марки и модели в каталоге оригинальных запчастей
          • Поиск замен, кросов, применяемости запчастей в автокаталоге
          • Иллюстрации узлов автомобиля в каталог запчастей
          • 3D-иллюстрации узлов в программе Автокаталог
          • Лицензии и сертификаты каталога запчастей
          • Техническая информация, требования к ПК
        • Марки и модели в программе
        • Работа с программой АвтоКаталог видео
        • Пример выгрузки запчастей из программы электронный каталог запчастей - АвтоКаталог AutoSoft
          • Каталог запчастей ВАЗ 2107
          • Каталог запчастей ВАЗ 2108
          • Каталог запчастей ВАЗ 2109
          • Каталог запчастей ВАЗ 2110i
          • Каталог запчастей ВАЗ 2112
          • Каталог запчастей ВАЗ 2115
          • Каталог запчастей ВАЗ 2118 Калина
          • Каталог запчастей ВАЗ 2123 Шеви-Нива
          • Каталог запчастей Газель ГАЗ 2217-Соболь
          • Каталог запчастей Газель ГАЗ 3302
          • Каталог запчастей КАМАЗ 65115
          • Каталог запчастей КАМАЗ 6520
          • Запчасти Ваз
        • Купить АвтоКаталог сейчас
    • Нормы времени на ремонт автомобилей
      • НормыВремени + База SP5 2016 Autosoft
        • Купить НормыВремени сейчас
    • Бесплатная программа для АвтоСервиса
      • Возможности бесплатной программы автосервис
      • Работа с программой АвтоСервис Express Edition видео
      • Требования к ПК
      • Таблица сравнения функциональности
      • Заказать бесплатную программу сейчас
    • Оценка рыночной стоимости автомобиля
      • АвтоЭкспертиза
        • Купить программу АвтоЭкспертиза
    • Учет автоперевозок
      • АвтоПеревозки AutoSoft
        • Работа с программой АвтоПревозки видео
        • Руководство пользователя
        • Купить учет автоперевозок
    • АвтоКаталог-магазин-online
    • Интернет-Магазин AutoSoft
      • Активировать демо-доступ к Интернет-магазину Autosoft
    • Microsoft Windows Pro купить в Санкт-Петербурге
    • Демо версии программ Autosoft
    • Автолитература Alfamer
      • Книги по ремонту Audi
      • Книги по ремонту BMW
      • Книги по ремонту Chevrolet
      • Книги по ремонту Citroen
      • Книги по ремонту Dodge
      • Книги по ремонту Fiat
      • Книги по ремонту Ford
      • Книги по ремонту Honda
      • Книги по ремонту Hyundai
      • Книги по ремонту Jeep
      • Книги по ремонту Land Rover
      • Книги по ремонту Mercedes
      • Книги по ремонту Nissan
      • Книги по ремонту Opel
      • Книги по ремонту Peugeot
      • Книги по ремонту Renault
      • Книги по ремонту Rover
      • Книги по ремонту SAAB
      • Книги по ремонту Skoda
      • Книги по ремонту Toyota
      • Книги по ремонту Volvo
      • Книги по ремонту VOLKSWAGEN (VW)
      • Книги по ремонту ВАЗ
    • Юридические услуги
    • Уведите клиентов у конкурентов
    • Autodata Online 2017 Купить
    • Компьютеры для автосервиса
    • Сервера для автосервиса под AutoSoft
    • Штрих-сканеры для автосервиса
    • Чековые принтеры (фискальные регистраторы) для автосервиса
    • Спутниковые системы охраны и слежения GSM и GPS системы охраны
      • Автофон SE-Маяк (без возможности подключения внешней платы расширений)
      • Автофон SE-Маяк+ (+внешняя плата расширений)
      • Автофон D-Маяк (+внешняя плата расширений)
    • Охрана и видео наблюдение
    • Вопрос - ответ (faq)
    • Задать вопрос по программам AutoSoft
    • Отзывы о программах для автосервиса Autosoft
      • Отзывы о программе для автосервиса АвтоСервис Express Edition
    • Таблица сравнения программ
    • Прайс-лист
      • Старый прайс до 15-9-16
    • Контакты
    • Обучение Autosoft
    • Техническая поддержка программ AutoSoft
    • Модуль для связи Автософт с 1С Бухгалтерия
    • Переход на лицензионную программу АвтоПредприятие 9
    • Заказать бесплатную презентацию программ Autosoft
    • Скачать актуальное обновление программ AutoSoft
    • Пункты выдачи заказов STO-Soft.ru в России
    • Сотрудничество с STO-Soft
      • Условия сотрудничества с STO-Soft
    • Электронный ключ защиты
      • Прошивка электронного USB-ключа Guardant Net
    • Интересные автомобильные статьи
      • Как выбрать программу для автосервиса или выбираем программу для СТО
      • Ремонт и склеивание пластиковых элементов автомобиля
      • Правила хранения летних шин, как правильно хранить летние колеса
      • Как выбрать автомобильную сигнализацию
      • Советы по уходу за автостеклами
      • Ремонт радиатора
      • Расстановка сил на рынке автосервиса будет меняться
      • Российские автосервисы рады отмене обязательного техосмотра
      • Создана ассоциация предприятий технического обслуживания
      • Чистка инжектора
      • Как правильно чистить двигатель автомобиля и для чего это нужно
    • Интересные сайты
    • Заказ запчастей
    Каталог запчастей ЛАЗ Ведение и учет документов, работ, склада автосервиса любого размера и направления (мультибренд)

    Весь документооборот автосервиса + Создание Наряд-Заказов + Создание счетов + Акт приемки-передачи автомобиля + Учет нал/безнал расчетов в программе + Нормо-часы (нормы-времени работ, последовательность работ от производителя) + Расчет выработки, зарплаты мастеров + Ведение и учет склада + Справочник клиентов + CRM + Запись на ремонт + Отправка СМС из программы + Быстрый расчет стоимости ремонта а/м + Выгрузка в 1С

    Сетевой вариант. несколько организаций, несколько складов, включает НормыВремени 1979-2006 г.г. выпуска

    Определение стоимости работ в автосервисе, трудоемкости работ, Нормо-часы.

    Определение стоимости работ, на русском языке с картинками. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
    Содержит трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. + Всё на русском языке! + Иллюстрации всех узлов + Нормативы завода изготовителя + Сопутствующие (вложенные) работы +Оригинальные номера запчастей + Выгрузка в 1С

    Сетевой вариант. содержит нормы времени с 1975 по 2015 г.г. выпуска.

    АвтоМастерская для маленького СТО

    Ведение документооборота маленького автосервиса

    Весь документооборот маленького автосервиса + СМС-информирование + Справочник клиентов + Ведение склада + CRM + Запись на ремонт + Акт приемки-передачи автомобиля + Нал/безнал расчеты + Выгрузка в 1С

    Локальный вариант (только на 1ПК ), одна организация, один склад, нормы времени по легковым 1992-1997 г.г. выпуска

    Электронный каталог автомобильных запчастей.

    Электронный каталог запчастей по устройству импортной и отечественной авто, мото, спецтехники, жд и сельхозтехники. Содержит в себе: + иномарки и отеч. авто + Легковые + Грузовые + Спецтехника + Автобусы + Двигатели + ЖД техника + Иллюстрации всех узлов + Оригинальные номера з/ч + Поиск замен + 3D модели деталей + Фото деталей + Выгрузка в 1С

    Сетевой вариант. Загрузка и связь с 1С Склад, 1С Альфа-Авто, 1С Бухгалтерия, бит: управление автосервисом 8, турбосервис, автодилер автосервис.

    Задать вопросы по программам для автосервиса. а также заказать программу для автосервиса. Вы можете по единому телефону в Петербурге (812) 934-52-40. либо отправив их на электропочту info@sto-soft.ru

    Мы работаем с 10:00 до 21:00 без выходных.

    О Компании

    Наша компания STO-Soft.ru производит Автоматизацию Бизнес Процессов АвтоБизнеса на базе программных продуктов фирм лидеров рынка AutoSoft и Microsoft.
    Мы являемся лидером на рынке компаний осуществляющих внедрение компьютерных технологий для автоиндустрии, работая по данному направлению более семнадцати лет. Мы знаем ответы на все ваши вопросы, и уверены в вашем завтрашнем дне!

    карта сайта © 1996-2016 Портал программы для автобизнеса STO-Soft.ru - официальный дистрибьютор по России ООО "Компания АвтоСофт" г. Екатеринбург
    Вся информация на сайте носит справочно-ознакомительный характер и не является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ). Любое несоответствие информации о продукте на сайте фактическим параметрам — лишь досадная неточность. Производитель вправе изменять параметры продукции без предварительного уведомления. Просьба уточнять всю информацию о продукции и детали заказа у наших менеджеров

    Лаз 4207 руководство по ремонту

    Статья опубликована 30.08.2015 07:41 Последняя правка произведена 30.08.2015 04:42

    ЛАЗ-4207 - междугородный автобус среднего класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1990 г. Кузов несущий, вагонного типа, 2-дверный (двери - одностворчатые выдвижного типа). Планирование сидений 4-рядная. Сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - пидрессорное, регулируется по высоте, длине, наклону подушки и спинки.

    Первые машины оснащались двигателем КамАЗ-740, на что указывала цифра "1" в индексе (ЛАЗ-42 071). С 1996 года выпускался ЛАЗ-42072 с двигателем Renault MIDR 06.02.26.

    По кузову ЛАЗ-4207 унифицирован с автобусами ЛАЗ-А141 и ЛАЗ-5 207.

    Модификации ЛАЗ-4207:

    Автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36;

    Автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидения 41.

    В 2003 году все семейство ЛАЗ-А141 / 4207/5207 прошло модернизацию кузова. Автобусы стали оснащать двигателем ЯМЗ-236. Кроме дополнительных цифр в индексе ЛАЗ-4207 получил название ЛАЗ Лайнер-10.

    Технические характеристики ЛАЗ-4207:

    Сайт За рулем

    Львовский "лайнер"

    Конкурентом им здесь был только "Икарус", который, конечно же, выгодно отличался от ЛАЗов надежным дизелем, качеством отделки и сборки. Новые ЛАЗы вынуждены вступить в жесткую конкуренцию с автобусами-иномарками, которых расплодилось в России за последнее десятилетие великое множество.

    ДИЗЕЛЬ ЗА ВЗЯТКУ

    Уже к концу 80-х в наиболее продвинутых в рыночные отношения республиках - Азербайджане, Армении, Прибалтике, наверное, половина ЛАЗов ходила с дизелями ЯМЗ-236. На таких аппаратах из "Солнечной долины" в Россию возили мандарины. Не на каждом посту догадывались остановить для проверки "маршрутный автобус" с занавесками. В ГАИ регистрировали замену двигателя за элементарную взятку. Наиболее цивилизованно поступали на Украине - посылали во Львов, на завод. Немудрено, что в 1999 году дизелизация ЛАЗ-695 (ЛАЗ-4202 с КамАЗом не в счет) пошла уже проторенным путем. Только мотор поставили более мощный, 236А - 195 л. с. и серьезно укрепили каркас мотоотсека.

    Ну, а на "лайнерах" и мотоотсек просторнее, и современный ЯМЗ-236НЕ с наддувом выдает уже 230 л. с. Одна беда - высоки шум и вибрация в задней части салона. Обещают, конечно, заменить подушки двигателя на модернизированные ярославские или даже импортные, но полностью уравновесить V6 можно только специальным валом. Прежнее завывание вентилятора радиатора снизили лучшей аэродинамикой лопастей и специальной муфтой в приводе.

    Коробка передач ЯМЗ от грузовика вполне надежна и проста. Правда, для автобуса желателен иной ряд передаточных чисел, скоростной.

    Но это "Лайнер" в экономическом классе. На междугородные и туристические автобусы ставят тихий шестицилиндровый "Камминс", рядный (с уравновешенным характером), мощностью 220 л. с. и чешскую коробку "Прага". Стоит такой агрегат около $12 тыс. Для расширения гаммы двигателей предусмотрен венгерский вертикальный дизель РАБА или немецкий "Дойц", коробка, конечно же, "Цанрадфабрик". Ждут новую рядную "шестерку" ЯМЗ-536, собираются восстановить партнерские отношения с КамАЗом - интересна "длинноходная" серия 740.50.

    Вообще, главный конструктор ЛАЗа Василий Пецух чутко следит за автобусной модой и готов "пошить любой костюм" - был бы добрый заказчик. Команда под стать задачам: в КБ много опытных специалистов из бывшего союзного проектного института автобусостроения.

    На "лайнеры" ставят самый уважаемый российскими автобусниками задний мост - венгерский РАБА (лицензионный МАН).

    Возможны два варианта исполнения - одинарный гипоидный или двухступенчатый с планетарными колесными редукторами. Подобные венгерским мосты делают в Рязани, на АМО "ЗИЛ", их тоже ставят на "лайнеры". Цена ЛАЗа с ними ниже на 1000 долларов. Насколько они хороши, покажет время. Передние мосты - только российские, из Рязани или Ликино. Ликинские и раньше ставили на "икарусы" и ЛиАЗы - ЛАЗы, поэтому сомнений в ресурсе нет.

    Есть несколько вариантов подвески. Сохранена заслуженная, известная с первых ЛАЗов рессорно-пружинная. На каждой рессоре по две мощные пружины: они меняют линейную характеристику подвески на прогрессивную. Передний конец рессоры теперь закреплен на пальце, а сзади осталась резиновая подушка от МАЗ-200 (1947 год!), которая компенсирует изменение длины. Начиная с "десятого" "Лайнера", подвеска - пневматическая, пожалуй, лучшая в семействе. Подобная применялась на ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-4202. Теперь балки стали значительно прочнее, а конструкцию регуляторов уровня изменили (на часть машин ставят импортные). На очереди электронное управление подвеской.

    У НАС НЕ ЗАРЖАВЕЕТ

    Основа автобуса - кузов, а в нем - ферма. К "фермерскому хозяйству" и подошли по-хозяйски. Ее сваривают на стапеле из прямоугольных труб, которые теперь фосфатируют со всех сторон и после окраски "мовилят" изнутри. Поэтому проржавевшие кронштейны-"домики" рессор не сложатся и в салон не вылезут, как на старине "695-м". Устранена еще одна болезнь ЛАЗов - протекающая крыша, теперь ее стальные панели проваривают сплошным швом. А вот от сварки (или клепки) боковых панелей почти отказались. Предварительно натянутые листы (сталь с двусторонней оцинковкой), конечно, крепят к стойкам дверных проемов точечной сваркой, но основное соединение с фермой - клеевое. Результат - на лице панелей: световой зайчик бежит по ним, как по боковине "Мерседеса". А колесные арки, ступени пассажирских подножек и часть деталей юбки сделаны из нержавейки.

    При окраске применяют технологии и материалы "Дюпон", немецкую или венгерскую антикоррозийку. Тонированные вклеенные стекла из Польши, черные стойки кузова и клеящий состав "Динитрол" хорошо сочетаются с яркими красками кузова. Двери кажутся полностью стеклянными, но все-таки есть стальной каркас, к которому приклеены стекла и закреплен механизм открывания. На резиновом уплотнителе только панорамное лобовое стекло (делают в Запорожье), но и его обещают вклеивать. Конечно, целое стекло дорого, но все равно дешевле двух панорамных половинок.

    А как оценят новый ЛАЗ пассажиры? Высоки ступени - не каждая старушка заберется в салон самостоятельно, а времена пионеров-тимуровцев, похоже, прошли. Одностворчатые двери открываются неожиданно широко, без скрипов и хищного лязганья. У старых ЛАЗов алюминиевые петли дверей через год-два проседали, створки цепляли за ступеньки, наверху открывалась щель, в которую дул холодный ветер и наметало снег. У новых дверей это исключено. На полу вместо черной ребристой резины, которую ни промыть, ни подмести, теперь износостойкое нескользкое синтетическое покрытие ярких расцветок. Отдельные детали пола (арки колес, ступени в задней части салона и т. п.) герметично сваривают в единое целое. Значит, палубу на "Лайнере" приведет в порядок любой юнга.

    Сиденья могут быть польскими или украинскими. Последние, как и прежде, из губчатой резины и кожзаменителя. Хулиганье такие изрежет вмиг. Импортные - в антивандальном исполнении. Говорят, материал очень похожий на велюр, но с трудом режется ножом и не отрывается от подушки сидений. Не проверял, поверил на слово.

    Сидеть вполне удобно даже рослым пассажирам. Спинки очень тонкие: 20-25 мм. Благодаря этому и удачно спроектированному салону добились лучшего комфорта. Поручни для стоящих пассажиров окрашены износостойкой порошковой полимерной краской. Раньше они были алюминиевыми, без всякого покрытия: руки пассажиров пачкались до черноты.

    Во всех советских автобусах для отопления салона использовали радиатор и вентилятор системы охлаждения. Схема неудачная даже с карбюраторным мотором: в салон проникали выхлопные и картерные газы, мотор без термостата долго прогревался, а с термостатом в салон шел холодный воздух. Кроме того, подача тепла сильно зависела от оборотов двигателя. А с дизелем вообще проруха - он нагревается только к лету. У "Лайнера" под сиденьями разместили несколько "печек" - радиатор и электровентилятор в едином корпусе. Жидкость в них циркулирует из малого круга, а помочь двигателю ее нагреть обязан подогреватель "Вебасто". Но жар костей не ломит, "Лайнеру", особенно если он туристический или ведомственный, не помешает большая автономка.

    НА РАБОТУ - КАК НА ПРАЗДНИК?

    Иногда водитель автобуса проводит за рулем 10-12 часов. Посмотрим, каково ему на "Лайнере". Привычной по "695-му" кабинки нет. Наверное, ее убрали зря: у водителя был свой микроклимат, он мог покурить, не раздражая пассажиров, да и они не особо докучали вопросами. Сиденье с пневмоподвеской изготовили в Польше. Удобное, регулируется легко, есть откидные подлокотники.

    Завожу двигатель: он в девяти метрах позади меня, поэтому его почти не слышно. Шумов и вибраций не больше, чем в кабине грузовика-иномарки. Автобус пустой, включаю вторую. Сцепление мягкое, легкое, но к рычагу коробки надо привыкнуть: усилие и ходы большие, это плата за заднее расположение двигателя. Камазовский ручник с левой стороны, на ящике с электрооборудованием, растормозить автобус - одним движением. Плавно трогаюсь, разгоняю "Лайнер" до "75" и включаю пятую: да, "сотню" пойдет свободно. А вот раскачивает сильнее, чем на бескапотном грузовике. Ведь у автобуса расстояние от сиденья водителя до оси передних колес в три раза больше, около полутора метров. Притормаживаю. Чуть порезче. Клевки при торможении тоже немаленькие, но в целом пневмоподвеска срабатывает на неровностях очень хорошо. Ну чем не океанский лайнер? Солиден, могуч и достаточно динамичен. Ему капитан нужен, а не шофер.

    ОБЩИЕ ДАННЫЕ: полная вместимость - 73 пасс. мест для сидения - 43; длина х ширина х высота - 9980 х 2500 х 3135 мм; база - 4900 мм; снаряженная масса - 9210 кг; полная конструктивная масса - 13 020 кг; максимальная скорость - 110 км/ч; контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч - 18 л/100 км. ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЗ-236НЕ, V6, Евро II; рабочий объем - 11,15 л; мощность - 169 кВт/230 л. с. при 2000 об/мин; максимальный крутящий момент - 880 Н.м при 1300 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: сцепление - однодисковое, механизм сцепления с периферийными пружинами и гидропневматическим приводом; коробка передач - ЯМЗ-236Л, механическая, пятиступенчатая; задний мост - РАБА, двухступенчатый с планетарными колесными редукторами; передаточное число - 4,78. ПОДВЕСКА: передняя - зависимая, пневматическая с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - зависимая, пневматическая с гидравлическими амортизаторами. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА: пневматическая, с барабанными механизмами, двухконтурная, с регулятором тормозных сил. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: с гидроусилителем. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ: жидкостная от системы охлаждения двигателя с подогревателем и расположенными в салоне отопителями. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ: естественная, через люки крыши и форточки боковых окон. РАЗМЕР ШИН: 10,00R20 (280R508); колеса - дисковые 7,5В-20. ЦЕНА в базовой комплектации - $35 тыс.

    На автобусную версию ЯМЗ-236 обещают поставить один поликлиновой ремень. В приводе вентилятора может стоять вязкостная муфта.

    Турбокомпрессор ставят через угольник, иначе мотор не умещается в отсеке.

    Мост РАБА подвешен не только на пневмобаллонах. Рессоры тоже несут часть нагрузки.

    Рессорная подвеска с корректирующими пружинами - только на девятиметровом "Лайнере".

    ФОТО / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ И ОАО "АВТОЛАЗ"

    Ещё почитать