Руководства, Инструкции, Бланки

образец госконтракта на оказание услуг по 44 фз

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Подряд по госконтракту

Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта?

Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие, чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № 44-ФЗ сделано некоторое послабление. Правда, оно сработает, только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.

В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним, как правило, объемные, а контрагент гарантированно платежеспособен. Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы, и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей, но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов, как подряд. Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров, в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем, что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами, даже когда заказчик готов пойти навстречу, закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон № 44-ФЗ). Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях, перечисленных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, причем, госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий. Недавно закон № 44-ФЗ пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), которые заработали с 18 марта 2015 года.

Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта, которые должны быть названы в самом госконтракте (ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий (об объеме, качестве и др.), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того, основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств. Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты[1]. если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти – Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета.

Иными словами, даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.

Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией, в закон № 44-ФЗ были внесены поправки, которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ, даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом. Это исключение из общего правила будет иметь временный характер (часть 1.1 вводится в статью 95 закона № 44-ФЗ на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. Правда, эта норма распространяется только на контракты, срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 06.03.15 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта <…>» (далее – Правила № 198). Нужно отметить, что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, срок контракта должен быть свыше шести месяцев. Во-вторых, эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом, названным в Правилах № 198. В частности, к контрактам, предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ: исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить, что имеется в виду основание, предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса. В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель поэтому госконтракту (подрядчик, поставщик и т.д.) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно, на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель.

После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением. При этом в Правилах № 198 не установлено, что в каких-либо случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт – есть лишь перечень обстоятельств, из которых заказчик должен исходить, принимая решение. Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, – объем фактически исполненных обязательств по контракту. Означает ли это, что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению, или наоборот, нужно пойти навстречу подрядчику – неясно.

На случай, если госзказчик согласен повысить цену, Правила № 198 устанавливают рамки, в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № 44-ФЗ расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения «в соответствии с гражданским законодательством». То есть закон № 44-ФЗ отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора, установленным в Гражданском кодексе. Причем, в части 19 статьи 95 закона № 44-ФЗ уточняется, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, без упоминания этого права в договоре основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.

Принимая во внимание, что закон № 44-ФЗ в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства, указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе (и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса («Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта, такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса («Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду – в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса («Строительный подряд»).

Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке, то оно возникает у подрядчика в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай, специальный для договоров подряда, предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса.

Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями, допущенными со стороны заказчика (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно, законодательство не предоставляет подрядчику права в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта по мотивам, не связанным с нарушениями со стороны заказчика.

Основания для судебного расторжения договора. Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной. Причем, речь идет о существенном нарушении, когда заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Строго говоря, в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи, предусмотренные настоящим кодексом, другими законами или договором». Но в случае с подрядными госконтрактами никаких «иных случаев» нет: как мы помним, закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений для расторжения контракта, но отсылает к нормам Гражданского кодекса, а сам госконтракт не может содержать иных оснований (дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения.

Статья 451 Гражданского кодекса позволяет требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако расторгнуть госконтракт на этом основании, ссылаясь на ухудшение общей экономической ситуации, финансовый кризис, инфляцию или падение курса рубля, вряд ли удастся. Судебная практика по любым договорам (включая госконтракты) исходит из того, что финансовый кризис не относится к изменению обстоятельств, которое нельзя было предвидеть, так как стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать возможность ухудшения экономической ситуации[2] (см. постановления Президиума ВАС РФ от 07.08.01 № 4876/01, от 13.04.10 № 1074/10, от 13.04. 10 № 1074/10).

Расторжение госконтракта в связи с ростом цен на оборудование и материалы

Самый перспективный для подрядчика путь изменения госконтракта в связи с кризисными явлениями – воспользоваться пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса. В этой норме подрядчику предоставлено право при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, требовать увеличения установленной за работу цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса.

Условия для изменения контракта. Случаи, когда подрядчикам удавалось добиться расторжения договора по этому основанию, единичны. Но отказная практика не должна отпугивать: зачастую отказы судов связаны с несоблюдением подрядчиком порядка расторжения договора, а именно – с тем, что подрядчик перед обращением в суд не предъявил заказчику требование об увеличении цены[3] (см. определение ВАС РФ от 22.11.12 по делу № А40-58572/11-57-468, постановления ФАС Московского округа от 01.08.12 по делу № А40-58572/11-57-468, Волго-Вятского округа от 02.11.10 по делу № А28-3447/2009, Дальневосточного округа от 04.10.11 по делу № А59-5006/2010). Дело в том, что пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса отсылает к статье 451 Гражданского кодекса, а из пункта 2 этой статьи следует, что обращение в суд за расторжением договора возможно, если стороны не смогли согласовать изменение договора. Иными словами, подрядчик не может расторгнуть контракт, не попытавшись согласовать с заказчиком новые условия о цене работ.

Указание в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса на существенное возрастание стоимости материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг требует в каждом конкретном случае установления, во-первых, степени существенности удорожания строительства, а во-вторых, того, можно ли было такое удорожание предусмотреть при заключении договора.

Как доказать удорожание. В качестве общего критерия существенности удорожания строительства может использоваться величина, указанная в пункте 3 статьи 744 ГК РФ. Эта норма дает подрядчику право требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Альтернативным критерием определения существенности удорожания может быть величина предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты, установленного в пункте 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1). Эта величина варьируется от двух процентов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения до десяти процентов для уникальных объектов капитального строительства, а также объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.

Убедить суд в том, что рост цен на материалы и оборудование существенно превысил ожидания контрагентов, помогут показатели прогнозного индекса дефлятора, сопоставленные с действительным уровнем инфляции[4]. Как следует из письма Минэкономразвития от 27.06.08 № Д05-2575, определяя цену государственного или муниципального контракта, заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе риски, связанные с возможностью ее повышения. Для этого, согласно письму Минэкономразвития от 04.12.08 № Д05-5503, заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Минэкономразвития.

Следует отметить, что некоторые суды толкуют пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса буквально и полагают, что речь идет именно об увеличении стоимости материалов и оборудования, а не любых других показателей, которые могут ухудшить положение подрядчика, таких, например, как расчетный индекс работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.09 по делу № А15-1716/2008). Но некоторые суды придерживаются и расширительного толкования (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.09 по делу № А15-1713/08).

Дополнительными аргументами для расторжения госконтракта из-за удорожания материалов, оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг могут быть величина убытков подрядчика, которые он понесет в случае исполнения договора по первоначально согласованной цене, угроза несостоятельности (банкротства) подрядчика и другие.

Существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг дают подрядчику право при отказе заказчика увеличить стоимости работ требовать только расторжения договора, а не изменения его цены в судебном порядке.

Правила № 198 также предусматривают возможность изменения в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, которые должны утвердить различные государственные органы и ведомства.

[1] С 1 января 2014 года – госконтракты, заключенные на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, цена которых равна либо превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн рублей для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно (подп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 19.12.13 № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены <…>»).

[2] Подробнее об этом - в статье «Экономический кризис. Можно ли оспорить договоры с валютной оговоркой», «Юрист компании», № 3, 2015).

[3] Среди этой практики есть решения, в том числе, по попыткам расторжения госконтрактов. Следовательно, суды в принципе допускают возможность применения пункта 6 статьи 709 ГК РФ к возникшим из таких контрактов правоотношениям, главное – соблюсти досудебный порядок.

[4] Таблицу, содержащую прогноз показателей инфляции по годам вплоть до 2017 года, можно найти на сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru ) в разделе «Прогнозы социально-экономического развития РФ и отдельных секторов экономики», а действительный уровень инфляции можно узнать на сайте Росстата (www.gks.ru ) в разделе «Цены».

образец госконтракта на оказание услуг по 44 фз:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    О заключении госконтракта на оказание нотариальных услуг - Налоговый и бухгалтерский учет

    О заключении госконтракта на оказание нотариальных услуг

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 февраля 2014 г. N Д28и-187 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о заключении государственного контракта на оказание нотариальных услуг и сообщает. В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее — Основы), за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, указанных в части первой статьи 22 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ. Расходы заказчиков на оплату государственной пошлины не входят в предмет регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ). С учетом изложенного, по нашему мнению, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма. При этом расходы заказчиков на оплату иных нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ. Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    О заключении госконтракта на оказание нотариальных услуг

    Похожие записи:

    Заключение государственного контракта по 44 ФЗ - сроки подписания госконтракта по электронному аукциону

    Заключение государственного контракта

    В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ - результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

    Как проходит подписание контракта 44-ФЗ по результатам электронного аукциона

    Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта - это договор, который заключается между Заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ. Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

    Согласно 44-ФЗ, аукцион и заключение контракта Заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб. то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

    Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44. Во-первых, это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже. чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией Заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

    Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

    При заключении контракта по итогам электронного аукциона важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

    Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

    Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

    Банковская гарантия для заключения
    государственного контракта

    Быстрые сроки выдачи с оплатой на счет банка

    Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону это предоставление заказчикам обеспечения его исполнения. Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант - банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

    Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выписку банковских гарантий.


    Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непросто дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

    Вероятно, вам также будут интересны следующие статьи:

    Возможность изменения условий госконтракта

    ШКОЛА ЗАКУПОК Учебно-информационный центр +7(495) 755-24-83 Возможность изменения условий госконтракта

    Решение и предписание по жалобе ООО "Строительная компания РОСТЪ" на действия 390 отдела заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Министерства обороны Российской Федерации

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ООО «Строительная компания РОСТЪ», 390 Отдела заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны России, рассмотрев материалы дела № 7-1/247 о нарушении Уполномоченным органом - 390 Отделом заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны России требований Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов),

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Строительная компания РОСТЪ» на действия Уполномоченного органа - 390 Отдела заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны РФ при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава для нужд войсковой части 25625 в ноябре-декабре 2010 года (далее – выполнение работ), выразившиеся в нарушении Уполномоченным органом положений Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» при формировании документации об аукционе.

    Суть жалобы сводится к следующему:

    1. В соответствии с приложением № 2 к проекту государственного контракта – «Техническое задание» срок выполнение работ указан с 20 октября по 20 декабря 2010 года. Приложением № 2 к документации об аукционе в электронной форме установлен иной срок выполнения работ – с 10 ноября по 20 декабря 2010 года. Таким образом, документация об аукционе содержит неверную информацию о сроке выполнения работ.

    2. Пункт 17 документации об аукционе предусматривает «шаг аукциона» в размере от 0.5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит требованиям ст. 41.10 Закона о размещении заказов.

    3. Пункт 6.7 Контракта устанавливает возможность одностороннего уменьшения объемов работ и сроков без ограничения размера такого изменения, что противоречит ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов.

    4. Пункт 8.1 проекта контракта предусматривает, что обеспечение исполнения контракта возможно только в виде залога, что также противоречит требованиям Закона о размещении заказов.

    5. Пункт 3.3.4 проекта контракта противоречит положениям Закона о размещении заказов, так как предусматривает, что при привлечении к исполнению контракта соисполнителей условия контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями.

    В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка деятельности Уполномоченного органа, при проведении вышеназванных процедур, на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов, по результатам проведения которой установлено следующее.

    4 октября 2010 года 390 Отделом заказов и поставок (материальных средств служб тыла) на сайте www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000,00 руб. Согласно протоколу рассмотрения заявок № 9/гумо-10 от 15.10.2010 года на участие в аукционе подано 4 заявки. По результатам рассмотрения Единой комиссией принято решение допустить к участию в аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки. Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона № 10/гумо-10 о 18.10.2010 года победителем признано ООО «Технологии будущего» с ценой контракта 983 165,00 руб. Второе место заняло ООО «СК РОСТЪ» с ценой контракта 998 165, 00 руб. На рассмотрении дела представитель ООО «Строительная компания РОСТЪ» на доводах жалобы настаивал в полном объеме.

    Согласно представленному отзыву и на рассмотрении дела представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с приложением № 2 к контракту срок окончания работ установлен 20 декабря 2010 года, приложение № 2 к документации об аукционе также предусматривает, что сроком окончания работ является 20 декабря 2010 года. При указании даты начала работ в проекте контракта допущена техническая ошибка. Поскольку согласно Закону о размещении заказов контракт заключается не ранее чем через десять дней с момента опубликования протокола подведения итогов, государственный контракт по данному аукциону может быть заключен не ранее 28 октября 2010 года. Следовательно, приступить к выполнению работ 20 октября 2010 года не представляется возможным. Также, при опубликовании документации об аукционе и извещения на сайте в наименовании аукциона четко указано, что работы проводятся в ноябре-декабре 2010 года. Кроме того, ООО «СК РОСТЪ», изучившее документацию об аукционе, при направлении заявки на участие в данном аукционе, запроса о разъяснении возникших вопросов о несовпадении сроков выполнения работ не направляло. Пункт 8.1 проекта контракта предусматривает, в том числе, обеспечение исполнения контракта в виде залога, другие виды обеспечения в соответствии с Законом о размещении заказов предусмотрены документацией об аукционе. Таким образом, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником самостоятельно. В соответствии с п. 3.3.4 проекта контракта при привлечении к исполнению контракта соисполнителей условия контракта подлежат включению в контракты с соисполнителями. Данный пункт не устанавливает дополнительных требований к участникам размещения заказа.

    Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав доводы сторон и проанализировав материалы дела, пришла к следующим выводам. Пунктом 4 Технического задания, являющегося приложением к проекту контракта, предусмотрены сроки (периоды) выполнения работ – с 20 октября по 20 декабря 2010 года в соответствии с Календарным планом выполнения работ. Приложением № 2 к документации об аукционе установлены требования к качеству техническим характеристикам работ, а также условия и сроки (периоды) выполнения работ. Так, согласно указанному пункту, периоды выполнения работ установлены с 10 ноября по 20 декабря 2010 года.

    Таким образом, указанные в проекте контракта периоды выполнения работ не соответствуют сведениям, указанным в приложении к документации об аукционе. Вместе с тем, согласно пояснениям уполномоченного органа при указании в проекте контракта срока начала выполнения работ – 20 октября 2010 года допущена техническая ошибка, поскольку государственный контракт по итогам данного аукциона может быть заключен не ранее 28 октября 2010 года. Кроме того, запросов о разъяснении положений документации об аукционе в части несовпадения дат начала выполнения работ по данному аукциону заявитель не направлял. Таким образом, заявителем не доказано, что указание в приложении к проекту контракта даты начала выполнения работ, которая несоответствует дате начала выполнения работ, указанной в приложении к документации об аукционе, нарушает его права и законные интересы как участника размещения заказа.

    Согласно ч. 6 ст. 41.10 Закона о размещении заказов "Шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до одного процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Согласно п. 17 документации об аукционе шаг аукциона устанавливается в размере от 0.5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, п. 17 документации об аукционе соответствует требованиям ст. 41.10 Закона о размещении заказов.

    Согласно п. 6.7 проекта контракта в случае уменьшения Заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств или уменьшении количества подвижного состава, подлежащего ремонту, приводящих к невозможности исполнения Заказчиком обязательств, вытекающих из Контракта, Заказчик должен обеспечить согласование новых сроков и объемов Работ, а если необходимо, и других условий настоящего Контракта.

    В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом.

    Таким образом, Законом четко определены случаи, при которых возможно изменение объема работ. Возможность изменения условий контракта при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава указанной выше нормой Закона не предусмотрена. Следовательно, указание в проекте контракта положения о возможности изменения условий контракта в случае уменьшения подвижного состава противоречит требованиям ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов. Согласно положениям ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)РРР при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

    Таким образом, заказчик вправе установить в проекте контракта положение о возможности изменения условий исполнения контракта только для случая уменьшения лимитов. Установление возможности изменения условий контракта в иных случаях не допускается. Частью 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств.

    Пунктом 8.1 проекта государственного контракта установлено, что обеспечение исполнения Контракта представляется Исполнителю в виде залога. На рассмотрении дела представитель уполномоченного органа пояснил, что в проекте контракта указан один из возможных способов обеспечения исполнения государственного контракта, предусмотренных документацией об аукционе.

    Пунктом 10 документации об аукционе установлено, что государственный контракт заключается только после предоставления победителем аукциона либо участником размещения заказа, признанным единственным участником аукциона, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи государственному заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения обязательства из перечисленных в настоящем абзаце способов определяется таким участником самостоятельно. Следовательно, п. 10 документации об аукционе соответствует требованиям ст. 41.12 Закона о размещении заказов. Пунктом 3.3.4 проекта контракта установлено, что условия настоящего Контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Согласно требованиям ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по соглашению сторон. Таким образом, установление в проекте контракта требования о включении условий исполнения государственного контракта в контракты с соисполнителями противоречит ст. 421 ГК РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и п. 3.32, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 № 379,

    1. Признать жалобу ООО «Строительная компания РОСТЪ» на действия Уполномоченного органа - 390 Отдела заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны РФ при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного состава для нужд войсковой части 25625 в 2010 году частично обоснованной.

    2. Признать в действиях уполномоченного органа – 390 Отдела заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны России нарушения ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов и ст. 421 ГК РФ.

    3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем исключения п.п. 6.7 и 3.3.4 из проекта государственного контракта.

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов на основании ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п.п. 3.35, 3.36, 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 № 379, а также на основании своего решения от 29.10.2010 года № 166 по делу № 7-1/247 о нарушении Уполномоченным органом - 390 Отделом заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны РФ при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава для нужд войсковой части 25625 в ноябре-декабре 2010 года (далее – выполнение работ), требований Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о размещении заказов),

    1. Уполномоченному органу – 390 Отделу заказов и поставок (материальных средств служб тыла) Минобороны РФ устранить нарушения норм Закона о размещении заказов (ч.6 ст. 9 Закона о размещении заказов и ст. 421 ГК РФ), допущенные при проведении открытого аукциона на выполнение работ, путем:

    1.1. внесения изменений в проект государственного контракта в срок до 10.10.2010 года путем:

    - исключения из п. 6.7 проекта контракта положения о возможности изменения условий контракта в случае уменьшения подвижного состава,

    - исключения из п. 3.3.4 проекта контракта требования о включении условий исполнения государственного контракта в контракты с соисполнителями.

    2. Уведомить Хабаровское УФАС России об исполнении предписания в срок до 12.10.2010 года (с приложением подтверждающих документов).

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, его территориального органа частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание указанного органа.

    Дополнительная информация Последние НПА и разъяснения

    Ограничения при закупках импортной радиоэлектроники

    Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 у твержден перечень продукции (компьютеры, принтеры, сканеры, телевизоры, запоминающие устройства, телефонные аппараты, видеокамеры, электрические светильники, лампы и др.) при закупках которой устанавливаются ограничения по принципу "третий - лишний".

    Капитальный ремонт - по новым правилам

    Постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 обязывает определять подрядчиков путем проведения строгих процедур.

    Проведение маркетинговых исследований
    любой сложности для обоснования цены контракта +7(495)755-24-83