Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция в соответствии с профессиональным стандартом образец

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция учителя школы в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов основного общего образования

Должностная инструкция учителя школы в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов основного общего образования

учителя школы в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов основного общего образования

I. Общие требования к учителю основной школы

1.1. Учитель должен знать:

-Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

-требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

-методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

-средства обучения и их дидактические возможности;

-основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

-основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.2. Учитель должен обладать следующими компетентностями:

1.2.1. Профессиональная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п. методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

1.2.2. Информационная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе школы; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

1.2.3. Коммуникативная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1.2.4. Правовая компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

2. Должностные обязанности

Учитель основной школы выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2.2. Осуществляет компьютерную поддержку и сопровождение учебного процесса в соответствии с требованиями новых ФГОС.

2.3. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

2.4. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеурочной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

2.5. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.6. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 5-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

2.7. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

2.8. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 5-х классах к следующему уроку.

2.9. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.10. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

2.11. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

2.12. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.

2.13. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеурочной деятельности.

2.14. Работает в тесном контакте с другими учите­лями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.15. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеурочной деятельности новым ФГОС.

2.16. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

Учитель основной школы имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

-за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

-за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

-за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения;

-за выполнение приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности";

-за безопасное проведение образовательного процесса;

-за принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

-за проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;

организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;

-за осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава школы, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

5. Требования к квалификации

5.1. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы.

5.2. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в школе, без предъявления требований к стажу работы.

С должностной инструкцией ознакомлена:

Краткое описание документа:

I. Общие требования к учителю основной школы

1.1. Учитель должен знать:

-Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

-требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

-методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

-средства обучения и их дидактические возможности;

-основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

-основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.2. Учитель должен обладать следующими компетентностями:

1.2.1. Профессиональная компетентность - качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п. методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

должностная инструкция в соответствии с профессиональным стандартом образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Должностная инструкция в соответствии с профессиональным стандартом образец

    11. Подбор и прием новых сотрудников в соответствии с профстандартами.

    - Методы поиска и привлечения квалифицированных сотрудников и молодых специалистов для организаций с учетом новых требований;

    - Методы и критерии оценки профессиональных знаний кандидатов, их навыков, опыта, личностных качеств согласно требованиям профстандартов;

    - Разработка критериев оценки и подбор заданий для собеседования;

    - Проверка на соответствие;

    - Испытательный срок и порядок оценки;

    - Мотивированный отказ в работе в соответствии с требованиями профстандартов.

    12. Обучение персонала по программам, учитывающим новые требования к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям специалистов.

    - Построение системы развития и обучения персонала с учетом новых требований профстандартов;

    - Механизмы оптимизации затрат на обучение;

    - Новые требования к формированию кадрового резерва

    13. Работа по корректировке должностных инструкций. 14.Система нормирования труда для определения численности персонала, с учетом использования принятых профессиональных стандартов.

    - Порядок распределения дополнительных и неучтенных работ и оплаты за дополнительную нагрузку;

    - Системы нормирования труда в учреждениях с учетом внедрения профстандартов;

    - Нормирование численности персонала и обоснование численности персонала и его нагрузки;

    - Методы изучения трудовых процессов и затрат трудового времени: кто этим будет заниматься?

    - Разработка новых показателей и критериев оценки деятельности работников учреждений;

    - Разработка нагрузки и новые условия нормирования труда при совмещении должностей, совместительстве;

    - Ограничение в применении ненормированного рабочего дня.

    15. Новые требования к кадровому делопроизводству.

    - Новые требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов;

    - Аудит Локальных актов учреждения: порядок внесения изменений;

    - Порядок приведения в соответствие наименований должностей с профстандартами и квалификационным справочником;

    - Корректировка должностных инструкций и штатного расписания;

    - Уведомления об изменениях;

    - Последние изменения в оформлении трудовых книжек, личных дел;

    - Отражение в документах совмещения и совместительства.

    16.Практикум: подготовка плана работы и алгоритма действий для применения профстандартов.

    - Составляем план подготовки к переходу на профессиональные стандарты, уровни работ, направления, сроки, пакет документов для разработки;

    - Алгоритм работы отделов;

    - Информирование работников со сроками введения профессиональных стандартов и сроками подготовительных работ;

    - Документационное обеспечение всех процедур.

    17. Государственный контроль за реализацией нововведений.

    - Государственный контроль за реализацией нововведений в практической деятельности по использованию профстандартов;

    - Проверки Гострудинспекции: основания для проведения проверки, виды, сроки и процедуры;

    - Основные нарушения трудового законодательства из практики ГИТ;

    - Обжалование административных решений, действий (бездействия) должностных лиц;

    -Порядок привлечения к административной и уголовной ответственности.

    Стоимость: 9 200,00 руб./чел.

    Ведущий семинара: Абранина Т.С. - доцент Института бизнеса и инновационных технологий (КНИТУ-КАИ), консультант по кадровому делопроизводству и регулированию трудовых отношений, специалист-практик.

    Квота для участия в семинаре: количество участников от предприятия не ограничено.

    Минимальное количество участников. необходимое для открытия курса -15 человек. Необходимо подтвердить свое участие не позднее 04 марта2016 года.

    Режим занятий. с 09.00 до 17.00.

    Место проведения: г. Бугульма, ул. В. Ленина, д.146, Бугульминский филиал ЧОУ ДПО «ЦПК-Татнефть» (на территории Бугульминского механического завода (БМЗ).

    Наши контактные данные:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

    Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т.е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

    В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

    В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

    Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

    В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

    Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

    Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

    Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

    Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого. соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

    В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

    В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

    Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

    В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

    Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

    Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

    Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

    Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: Преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса, по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

    В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

    В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

    Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

    «Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает, в зависимости от вида ДПП следующее:

    • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
    • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

    В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

    Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

    Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

    Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

    Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

    Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1) необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

    В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

    В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

    Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

    «Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

    • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
    • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

    Здравствуйте. Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

    Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

    Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

    При этом, в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

    Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

    Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

    Какие существуют меры защиты права автора как создателя научного, литературного и художественного труда?

    К мерам защиты права автора на признание его в качестве создателя научного, литературного и художественного труда относится обеспечение легальной монополии в отношении созданного результата интеллектуальной деятельности (Статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации), выражающееся в обладании исключительным правом на такой результат, а также признание его личных неимущественных прав и иных прав. В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Гражданским законодательством Российской Федерации устанавливается презумпция авторства, то есть автором считается лицо, указанное в качестве автора на произведении (его экземпляре) либо информация о котором приложена к произведению (его экземпляру), если не доказано иное. Правообладатель для оповещения о принадлежности ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права (статья 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации). За совершение противоправных действий в отношении интеллектуальных прав Российским законодательством предусмотрены меры как в рамках гражданского и административного (статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях ), так и уголовного (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации) законодательства. Решение споров, связанных с защитой интеллектуальных прав отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, полномочия которого определены Федеральным конституционным законом № 1-ФЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Как защищаются материальные интересы автора результата интеллектуальной деятельности?

    В силу действия принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), и общего диспозитивного начала частного права (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) участники гражданского оборота приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

    Возможность самостоятельно распоряжаться исключительными правами и участвовать во внедрении своих изобретений является самым важным стимулом к созданию результатов интеллектуальной деятельности, а также способствует формированию полноценного рынка интеллектуальных прав в Российской Федерации.

    К мерам защиты материальных интересов авторов, возникающих в связи с их трудами, относятся:

    • возможность распоряжения исключительным правом, позволяющим использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;
    • выплата вознаграждения автору за создание и использование результата интеллектуальной деятельности, в случае, если он носит характер служебного.

    Правительством Российской Федерации установлены ставки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512), обеспечивающие гарантии выплаты вознаграждения в случае, если между работодателем и работником не заключено соответствующее соглашение, устанавливающее регулирование порядка выплаты такого вознаграждения.

    Должен ли работодатель выплачивать вознаграждение за служебное изобретение по-новому в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

    Правила выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебный промышленный образец служебную полезную модель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512 не носят характер общеобязательного акта. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 5, статья 1246) Правила применяются только в случае, если между работником и работодателем не заключен соответствующий договор, определяющий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за такой служебный результат интеллектуальной деятельности (далее – РИД).

    Оценка вклада автора в служебный РИД, в том числе экономически или технически обоснованного, зависит не столько от отрасли, в которой осуществляет свою деятельность конкретная организация, сколько от особенностей деятельности конкретной организации. По указанной причине Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая принцип свободы договора, позволяет работодателю самостоятельно в договоре с работником определять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебный РИД. При этом сам работодатель в договоре с работником, учитывая особенности деятельности организации, может предусмотреть осуществление выплаты вознаграждения за служебный РИД в зависимости от технической значимости получаемой работодателем прибыли (дохода) от реализации продукции с использованием служебного РИД, а также выплату вознаграждения лицам, осуществляющим содействие созданию и использованию служебных изобретений.

    Следовательно, если работодателем был установлен собственный порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) за служебный РИД, закрепленный в соглашениях (договорах) с работниками (авторами) в локальном нормативном акте предприятия, работодатель, учитывая принцип диспозитивности и свободы договора, не обязан изменять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) РИД в связи с вступлением силу Правил.

    Каков порядок расчета суммы вознаграждения за создание и использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца согласно Правилам выплаты вознаграждений за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

    Учитывая специфику современных экономических отношений, при которых в большинстве случаев определение доли прибыли, полученной от использования конкретного результата интеллектуальной деятельности (далее - РИД), затруднительно, а возможные споры по определению размеров прибыли от использования РИД могут привести к нежелательному раскрытию коммерческой информации о деятельности организации-работодателя, расчет вознаграждения, предусмотренного Правилами, производится исходя из абсолютных значений доходов и размера средней заработной платы авторов. Установленный Правилами размер вознаграждения привязан к средней заработной плате работника, направлен на ее повышение (подпункт «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

    Порядок расчет суммы вознаграждения за служебный РИД установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации). Для расчета среднего заработка (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, кроме выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

    Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

    Для расчета суммы вознаграждения за служебный РИД средняя заработная плата работника исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на РИД, либо на день принятия им решения о сохранении информации о нем в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

    Как распределяются права договаривающихся сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по Государственному контракту?

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 утверждены «Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов», в соответствии с которыми в государственном контракте должны быть предусмотрены условия о правах сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ. По общему правилу (пункт 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации) право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный контракт (исполнителю), если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации. В случае если по условиям государственного контракта, исключительные права на РИД принадлежат Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования прав на результаты научно-технической деятельности») в лице государственного заказчика, управление такими правами осуществляется в соответствии с Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г.
    № 233, в ред. от 30 мая 2013 года № 458) и предусматривает, в том числе мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и распоряжение правами Российской Федерации на РИД.

    Распределение прав на РИД между заказчиком (получателем) и головным исполнителем (и соисполнителем работ, при наличии) определяется Договором на выполнение НИОКТР. Условия договоров на выполнение НИОКТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (статья 769 Гражданского кодекса Российской Федерации).