Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция К Тесту Арб

Категория: Инструкции

Описание

Аварийные радиобуи EPIRB, SART

Аварийные радиобуи EPIRB, SART. Назначение, использование, эксплуатационные проверки

Существуют три типа аварийных радиобуев (EPIRB – Emergency Position Indicating Radio Beacon ):

· АРБ Системы КОСПАС-SARSAT;

· АРБ Системы INMARSAT-E;

Радиобуи системы КОСПАС/SARSAT предназначены для передачи аварийных сигналов и сигналов о бедствии и представляют собой радиопередатчики, излучающие на частотах 406.025 и 121.5 МГц, которые применяют морские, авиационные и сухопутные пользователи.

АРБ-121.5МГц являются аварийными радиосредствами первого поколения, излучающими тонально модулированный сигнал мощностью 50-100 мВт, не несущий никакой информации, которая позволила бы распознать объект, на котором он установлен. Характеристики АРБ-121.5 не являются оптимальными, но, тем не менее, КОСПАС-SARSAT осуществляет обработку сигналов 121.5 МГц вследствие того, что такие радиомаяки широко используются во всех странах и в основном в авиации – общее их количество превышает 550 000 единиц.

Радиобуи 406 МГц были специально разработаны для спутникового доплеровского определения местоположения. АРБ этого типа излучают каждые 50 секунд посылку мощностью в 5 Вт с длительностью 0.460 м/с. Несущая модулирована по фазе, а посылка содержит информацию в цифровом виде. В сообщении АРБ-406 содержатся данные о стране регистрации, идентификационный номер радиобуя, по которому может быть опознан объект, где он установлен и другая информация.

В настоящее время в морском и рыболовном флоте России используются радиобуи системы КОСПАС-SARSAT АРБ-406, в которых передатчик с частотой 406 МГц излучает цифровую кодированную информацию на спутник, а тонально-модулированные сигналы передатчика, излучающего на частоте 121.5 МГц служат для целей привода самолетов, т.е. работающего как радиомаяк.

· не требуется ручной ввод координат;

· глобальный охват всего земного шара.

· в получении DISTRESS возможна задержка до 2 часов.

АРБ спутниковой системы Инмарсат-Е обеспечивает передачу оповещений о бедствии через систему геостационарных спутников INMARSAT, находящихся на высоте 37500 км над землей и работающих в диапазоне 1.6 ГГц (L-диапазон). Данный АРБ пригоден для судов, плавающих в районах А1-А3.

В состав системы входят свободноплавающие спутниковые АРБ (возможно совмещение с радиолокационным маяком-ответчиком), геостационарные спутники и БЗС системы INMARSAT, а также дополнительная аппаратура приема и обработки информации на БЗС.

После включения АРБ (ручного или автоматического) он передает сообщение о бедствии, включающее идентификационный номер (прошивается в память АРБ на заводе-изготовителе), координаты судна (вводятся вручную), время ввода и другая дополнительная информация, которая может облегчить поисково-спасательные операции.

Данная система обеспечивает быстрое оповещение о бедствии (в пределах 2 минут при непрерывной мощности излучения АРБ 1 Вт), одновременный прием и обработку сигналов от 20 АРБ в течение 10 минут, обслуживает зону между 70-ми параллелями северной и южной широты.

Ретранслируемый через спутник сигнал АРБ принимается на БЗС, обрабатывается и передается в СКЦ, который принимает соответствующие действия по организации поиска и спасания.

Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим АРБ INMARSAT-Е описаны в Резолюции IMO А.661(16).

· в получении DISTRESS временной задержки практически нет.

· требуется ручной ввод координат или подключение к GPS;

· не охвачены широты выше 70 градусов.

УКВ аварийный радиобуй обеспечивает передачу оповещений о бедствии в системе цифрового избирательного вызова на 70 канале УКВ (частота 156.525 МГц), используя класс излучения G2В. Данный АРБ пригоден только для судов, работающих в районе А1. Формат сообщения идентичен формату ЦИВ, кроме вида последующей связи – отсутствие информации. Эксплуатационные требования к этим АРБ изложены в Резолюции ИМО А.612(15).

НЕДОСТАТОК: малая зона действия (до 30 миль).

Общие требования к АРБ:

1. АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.

2. Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.

3. АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой светосилой 0.75 кд, автоматически включающейся в темное время суток.

4. АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

5. Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.

6. Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов (источник питания АРБ INMARSAT должен обеспечивать работу передатчика сигнала тревоги при бедствии в течение 4 часов, если не предусмотрено встроенное устройство для автоматического обновления данных о местоположении).

7. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.

8. АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.

9. АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.

10. АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.

11. АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

12. АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения.

Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.

При случайном включении АРБ необходимо выполнить следующую процедуру:

· связаться с береговой охраной и известить ее о ложном сигнале тревоги;

· вынуть АРБ из воды, примерно через 5 с АРБ выключится;

· поставить переключатель ВЫКЛ;

· поместить АРБ правильно в механизм отделения;

· убедиться, что импульсная лампа прекратила мигание; если этого не произошло, необходимо вскрыть АРБ и отсоединить батарею.

Рекомендуется проводить следующее обслуживание:

· выполнить внутреннее тестирование;

· проверить крепежную скобу на различного рода повреждения;

· проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания;

· выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);

· заменить гидростатический механизм освобождения буя.

· заменить источник питания (выполняет специалист).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

инструкция к тесту арб:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положение по использованию спутниковых аварийных радиобуев - указателей местоположения Международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ на морских суда

    установлен с 1 января 2001 года

    ПОЛОЖЕНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СПУТНИКОВЫХ АВАРИЙНЫХ РАДИОБУЕВ - УКАЗАТЕЛЕЙ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ КОСПАС-САРСАТ НА МОРСКИХ СУДАХ
    РД 31.62.03.04-00

    Публикация содержит руководящий документ по использованию морских аварийных радиобуев (АРБ) Международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ.

    Приказом N 79 от 30.06.98 Минтранса РФ документ включен в число обязательных с 1 января 1998 г. на борту морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, оснащенных оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ.

    РД разработан и подготовлен к публикации в 2000 г. Лабораторией морских информационных спутниковых систем (N 40) и Отделом безопасности мореплавания (N 30) ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ) согласно распоряжению Минтранса РФ N МФ-34/808 от 14.08.98 "Об утверждении и введении в действие Правил разработки и обращения инструкций, правил, положений и рекомендаций морского транспорта" (РД 31.2.03-98).

    Разработано Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота. Зам. директора по научной работе Р.Н. Черняев. Руководитель разработки Е.В. Якшевич.

    Утверждено Министерством транспорта Российской Федерации

    Первый заместитель Министра В.В. Рукша.

    Согласовано Департаментом безопасности мореплавания Государственной службы морского флота

    Начальник департамента М.И. Суслин.

    Согласовано ГУП "Морсвязьспутник".

    Генеральный директор В.А. Богданов.

    1. ВВЕДЕНИЕ

    1.1. Положения настоящего документа определяют порядок установки, поддержания в рабочем состоянии, регламентной проверки и применения в случае бедствия морских спутниковых аварийных радиобуев, работающих в полосе частот 406 - 406,1 МГц (АРБ-406) Международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ, предназначенной для обнаружения и определения местоположения судов и самолетов, потерпевших бедствие.

    1.2. В целях повышения безопасности мореплавания поправками 1988 г. к Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) одобрено использование морскими судами системы КОСПАС-САРСАТ, которая включена в состав технических средств Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). По крайней мере, один свободно всплывающий АРБ-406 должен быть установлен на всех пассажирских и грузовых судах валовой вместимостью 300 рег. тонн и более, а также на рыболовных судах, грузовых судах валовой вместимостью менее 300 рег. тонн, несамоходных судах, предназначенных для буксировки или для длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов и имеющих на борту людей, а также на судах, не совершающих международных рейсов, состав оборудования которых может быть изменен по согласованию с Российским Морским Регистром судоходства.

    1.3. В Российской Федерации порядок и правила оснащения судов определяются Федеральной службой морского флота (Росморфлот) и Российским Морским Регистром судоходства.

    2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ КОСПАС-САРСАТ

    2.1. Международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ предназначена для приема из любого района мира сигналов аварийных радиобуев, опознавания объекта, терпящего бедствие, автоматического определения по этим сигналам географических координат места аварии и оповещения о бедствии поисково-спасательных служб.

    2.2. В состав системы КОСПАС-САРСАТ, включенной в состав ГМССБ, входят:

    - аварийные радиобуи, работающие в полосе частот 406 - 406,1 МГц (АРБ-406), предназначенные для подачи сигналов бедствия;

    - искусственные спутники Земли (ИСЗ) России (типа КОСПАС) и США (типа САРСАТ), обращающиеся по низким полярным орбитам (высота 800 - 1000 км) и обеспечивающие прием и обработку сигналов АРБ-406 и передачу информации на Станции приема и обработки информации (СПОИ). Сообщения от АРБ-406 обрабатываются бортовыми процессорами ИСЗ, после чего поступают на бортовой передатчик для немедленной ретрансляции и, параллельно, в запоминающее устройство ИСЗ для последующей передачи;

    - станции приема и обработки информации (СПОИ), осуществляющие прием и обработку информации с ИСЗ КОСПАС-САРСАТ и вычисляющие координаты места бедствия. СПОИ обеспечивают прием сигналов и определение координат от АРБ-406, находящихся в любой точке земного шара;

    - координационные центры системы (КЦС), обрабатывающие информацию, поступающую со СПОИ и обеспечивающие взаимодействие с поисково-спасательными службами и с другими координационными центрами системы.

    3. АВАРИЙНЫЕ РАДИОБУИ

    3.1. Установке на российских судах подлежат только те типы АРБ-406, которые одобрены Росморфлотом и Российским Морским Регистром судоходства.

    3.2. Типы (модели) АРБ-406, одобренные Росморфлотом, отвечают всем соответствующим национальным и международным технико-эксплуатационным требованиям.

    3.3. АРБ-406 одобряются с конкретным типом источников питания.

    3.4. Свободно всплывающие АРБ-406 отвечают следующим основным технико-эксплуатационным требованиям:

    3.4.1. Имеют гидростатическое устройство автоматического отделения, которое срабатывает при затоплении судна до достижения глубины 4 м и после свободного всплытия автоматически включаются.

    3.4.2. Имеют также механизм ручного отделения и включения.

    3.4.3. В корпус АРБ-406 встраивается радиомаяк, излучающий радиосигналы на частоте 121,5 МГц. Сигнал радиомаяка предназначен для обеспечения ближнего привода на терпящий бедствие объект судов и самолетов, оборудованных УКВ-радиопеленгаторами.

    3.4.4. Обладают положительной плавучестью и обеспечивают работу с водной поверхности при любом волнении моря. Передача сигналов бедствия может также осуществляться при размещении АРБ-406 на открытой части судна, в шлюпке, на плоту и т.п.

    3.4.5. Имеют плавучий линь, пригодный для буксирования АРБ-406 или для крепления на открытой части судна, в шлюпке, на плоту и т.п.

    3.4.6. Ручное включение АРБ-406 требует двух простых, но независимых движений, ни одно из которых в отдельности не позволит АРБ-406 включиться, что предотвращает его случайное включение и выключение.

    3.5. АРБ-406 могут иметь встроенный или внешний навигационный приемник.

    3.6. АРБ-406 с ручным отделением отвечают всем перечисленным выше требованиям, за исключением п. 3.4.1.

    4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АРБ-406

    4.1. Каждому АРБ-406 присваивается идентификационный номер, который программируется в памяти радиобуя и указывается в формуляре на изделие. Идентификационный номер передается в излучаемом АРБ-406 сообщении. По идентификационному номеру КЦС и поисково-спасательными службами производится опознавание судна, на котором установлен радиобуй.

    4.2. В Российской Федерации для установки на морских судах могут использоваться АРБ-406, запрограммированные одним из следующих протоколов:

    - морской протокол с Опознавателем морской подвижной службы (ОМПС);

    - серийный морской протокол.

    4.3. Морской протокол с ОМПС

    4.3.1. Код морского протокола с ОМПС представляет собой комбинацию из девяти цифр, три первых из которых являются кодом страны. ОМПС может использоваться для программирования АРБ-406, если он был выделен судну.

    4.3.2. В дополнение к ОМПС в сообщении АРБ-406 должна быть запрограммирована следующая информация:

    - порядковый номер конкретного АРБ-406, установленного на борту судна;

    - тип приводного радиоустройства, встроенного в АРБ-406.

    4.3.3. АРБ-406, установленный на судне и имеющий морской протокол с ОМПС, не подлежит перестановке на другое судно без перепрограммирования.

    4.4. Серийный морской протокол

    4.4.1. Код серийного морского протокола представляет собой идентификационный номер из семи цифр.

    4.4.2. У каждого АРБ-406 с серийным морским протоколом должен быть свой идентификационный номер.

    4.4.3. В дополнение к серийному идентификационному номеру в сообщении АРБ-406 должна быть запрограммирована следующая информация:

    - код страны (код России - 273);

    - номер Сертификата КОСПАС-САРСАТ по одобрению типа АРБ-406;

    - тип приводного радиоустройства, встроенного в АРБ-406.

    5. УСТАНОВКА АРБ-406 КОСПАС-САРСАТ НА СУДАХ

    5.1. Аварийный свободно всплывающий радиобуй должен быть установлен на открытой палубе судна так, чтобы он не перемещался в экстремальных условиях и свободно всплывал при затоплении судна.

    5.2. Наиболее целесообразным местом размещения на судне свободно всплывающих АРБ-406 является пеленгаторная палуба судна. Размещение таких АРБ-406 на уровне ходового мостика или на внешних переборках помещений нецелесообразно, так как в случае затопления судна со значительным креном или дифферентом высока вероятность того, что АРБ-406, отделившись от судна, не всплывет, а зацепится за надстройки. При установке АРБ-406 необходимо следить за тем, чтобы различные файлы, конструкции антенн, провода и др. находились от корпуса АРБ-406 не ближе 2 - 3 метров.

    5.3. Второй спутниковый АРБ-406 (если требуется) устанавливается в рулевой рубке или в другом помещении вблизи места, откуда обычно осуществляется управление судном таким образом, чтобы к нему был обеспечен немедленный и беспрепятственный доступ.

    5.4. Установка АРБ-406 в месте постоянного размещения производится в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации изготовителя.

    5.5. У каждого места постоянного размещения АРБ-406 должна быть хорошо видимая надпись красного цвета "АВАРИЙНЫЙ РАДИОБУЙ".

    5.6. Кроме места постоянного размещения АРБ-406, на судне должны быть определены места для работы АРБ-406 на крыльях мостика или верхнем мостике (в виде пенала или хомута), размещенные по обоим бортам, которые предназначены для установки в них радиобуев после их ручного включения в аварийной ситуации. Места работы должны быть выбраны так, чтобы АРБ-406 в минимальной степени затенялся конструкциями судна для обеспечения излучения на ИСЗ. В то же время места работы должны быть легко доступны и обозначены.

    5.7. Работы по установке радиобуев на судах выполняются специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.

    Перед установкой каждый АРБ-406 должен пройти входной контроль в объеме, предусмотренном документом "Положение о комплексной проверке морских аварийных радиобуев международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ". РД 31.62.04-98.

    6. РЕГИСТРАЦИЯ АРБ-406

    6.1. Согласно международным требованиям регистрация АРБ-406 в соответствующих национальных базах данных является обязательной. Регистрация необходима для опознавания судна, передавшего сигнал бедствия, и должного планирования и осуществления поисково-спасательных операций. Регистрационная информация предназначена для поисково-спасательных служб.

    6.2. Отсутствие регистрации или ненадлежащая регистрация АРБ-406 может привести к дополнительным затратам при проведении поисково-спасательной операции с вытекающей отсюда ответственностью. Вся юридическая и финансовая ответственность за своевременность и достоверность информации по регистрации АРБ-406, а также оперативное информирование об изменениях в данных по регистрации полностью лежит на судовладельце.

    6.3. В Российской Федерации регистрация АРБ-406 и ведение электронной базы данных осуществляется в Международном координационно-вычислительном центре КОСПАС-САРСАТ (МКВЦ) в г. Москве.

    6.4. Регистрации в МКВЦ подлежат все АРБ-406, установленные на судах, плавающих под флагом России.

    6.5. В соответствии с рекомендациями Международной морской организации (ИМО) в МКВЦ могут также быть зарегистрированы АРБ-406, установленные на судах, плавающих под флагами других стран.

    6.6. Регистрационная информация является конфиденциальной и может предоставляться МКВЦ только уполномоченным государственным органам.

    6.7. Для регистрации каждого АРБ-406, установленного на судне, необходимо сообщить в МКВЦ информацию по форме, приведенной в таблице 1. Инструкция по заполнению регистрационной формы приведена в Приложении 1.

    ФОРМА ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ АРБ-406

    7.7. Включение АРБ-406 не исключает использования для оповещения о бедствии всех имеющихся эксплуатационных и аварийных средств.

    7.8. В случае ликвидации аварийной ситуации АРБ-406 необходимо выключить и сообщить об этом в поисково-спасательную службу по ведомственной принадлежности.

    7.9. Если эвакуация по шлюпочной тревоге предусматривает высадку экипажа (и пассажиров) в две и более шлюпки, капитан судна дает дополнительное указание о переносе АРБ-406 в конкретные шлюпки.

    7.10. В случае быстро развивающейся аварийной ситуации и невозможности покинуть судно на шлюпке капитан должен отдать приказ о приведении АРБ-406 в действие вручную и выбрасывании его за борт.

    7.11. Выброшенный за борт АРБ-406 должен быть по возможности поднят в спасательное средство, так как в свободном дрейфе он может быть отнесен от места нахождения спасательных средств. Если по каким-либо причинам АРБ-406 не может быть расположен непосредственно в спасательном средстве, его можно оставить на плаву, привязав линем к спасательному средству.

    7.12. Аварийные радиобуи, установленные на судах, предназначены для использования только в реальных (не учебных) аварийных ситуациях.

    7.13. Прием сигналов АРБ-406 системой КОСПАС-САРСАТ является основанием для проведения спасательной операции. Любое включение АРБ-406, не связанное с возникновением аварийной ситуации и подачей сигналов бедствия, классифицируется как несанкционированное.

    7.14. В случае если на судне произойдет несанкционированное включение, то об этом должен быть немедленно проинформирован вахтенный помощник капитана, который должен принять меры по срочному выключению АРБ-406 согласно инструкции по эксплуатации.

    7.15. О факте несанкционированного включения АРБ-406 должна быть сделана соответствующая запись в судовом журнале. Для предотвращения развертывания спасательной операции о несанкционированном включении должно быть немедленно сообщено в МКВЦ с указанием причины, вызвавшей несанкционированное включение.

    После прибытия судна в ближайший порт АРБ-406 должен пройти внеочередную проверку с заменой, при необходимости, источников питания.

    7.16. Установленные на судах АРБ-406 не должны включаться при проведении учений любых видов.

    8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АРБ-406

    8.1. Техническое обслуживание АРБ-406 осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

    8.2. В целях поддержания АРБ-406 в состоянии постоянной готовности к использованию он должен подвергаться комплексным проверкам уполномоченными организациями, имеющими Свидетельство о признании Российского Морского Регистра судоходства на проведение соответствующих работ, с замером необходимых параметров в соответствии с документом "Положение о комплексной проверке морских аварийных радиобуев международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ" РД 31.62.04-98, и отражаться в соответствующей документации.

    8.3. Элементы питания АРБ-406 должны заменяться в сроки, указанные в формуляре. Замененные литиевые источники тока могут потребовать специального обращения, которое должно быть отражено в документации на АРБ-406.

    8.4. Хранение АРБ-406 на береговой базе должно осуществляться в складских помещениях, защищающих АРБ-406 от воздействия атмосферных осадков, на стеллажах, при отсутствии в воздухе паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей.

    8.5. Ремонт АРБ-406 производится, как правило, заводом-изготовителем. Транспортирование его для ремонта осуществляется, как правило, без источников питания, либо с отключенными источниками питания.

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ АРБ-406 КОСПАС-САРСАТ В МКВЦ

    Каждая строка сообщения должна начинаться с номера строки, затем ставится пробел и указывается информация, сформированная в соответствии с приведенным ниже описанием.

    Строка 1. "Идентификационный номер АРБ-406" (указывается в

    формуляре изделия или на корпусе АРБ-406) и состоит из:

    - семи цифр для серийного морского протокола;

    - шести цифр для морского протокола с ОМПС.

    Строка 2. "Тип протокола АРБ-406" - проставляется один из двух

    разрешенных в Российской Федерации протоколов

    кодирования, указанный в формуляре на изделие:

    - серийный морской; или

    Строка 3. "Код страны" - определяется в соответствии с Цифровым

    морским идентификатором, выделенным Международным

    союзом электросвязи каждой стране, и состоит из трех

    десятичных цифр (указывается в формуляре на изделие

    и/или на корпусе АРБ-406). Код России - 273.

    Строка 4. "Содержание посылки АРБ-406" - представляет собой

    комбинацию 15 - 30 буквенно-цифровых знаков

    (указывается в формуляре на изделие и/или на корпусе

    Строка 5. "Модель АРБ-406" - заносится название модели АРБ-406,

    присвоенное фирмой-изготовителем (указывается в

    формуляре на изделие и/или на корпусе АРБ-406).

    Строка 6. "Заводской номер изделия" - заносится заводской номер,

    указанный в формуляре на изделие и/или на корпусе

    Строка 7. "Тип и название судна установки" - указывается

    тип/категория судна в соответствии с приведенным ниже

    примерным классификатором, а также и полное название

    ПРИМЕРНЫЙ КЛАССИФИКАТОР ТИПОВ СУДОВ

    Опросник «Потребность в психологической помощи»

    Gurutestov.ru

    Шкалы: уровень потребности в психологической помощи

    Назначение теста

    Диагностика уровня потребности в психологической помощи.

    Инструкция к тесту

    Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, согласны ли Вы с ним или нет. Если согласны, то выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».

    В этом опроснике правильных и неправильных ответов не существует.

    • Да, согласен
    • Нет, не согласен

    1. Я считаю, что психологу можно доверять свои тайны.
    2. Я считаю, что обратиться за помощью к психологу – значит признать свою слабость.
    3. Я очень нуждаюсь в человеке, который мог бы меня понять и помочь.
    4. Мне кажется, что я не смог бы быть до конца откровенным даже со специалистом-психологом.
    5. Я скорее доверю свои переживания просто близкому мне человеку, чем даже самому хорошему специалисту.
    6. Я уверен, что любое обращение к специалисту-психологу полезно.
    7. Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту, когда жизнь не ладится.
    8. Я не верю, что кто-то, даже специалист-психолог, может лучше меня разобраться в моих проблемах.
    9. По-моему, обращаться к психологу – пустая трата времени, лучше действовать самому.
    10. Если бы у меня было больше знаний по психологии, то я избежал бы многих ошибок.
    11. В последнее время я почувствовал(а), что не в состоянии сам(а) справиться со своими проблемами.
    12. Я считаю, что обратиться к специалисту по поводу психологических проблем так же естественно, как обращаться к врачу по поводу своего здоровья.
    13. По-моему, к психологам обращаются только те, кто не хочет сам отвечать за свои поступки.
    14. Я считаю, что необходимые знания по психологии можно почерпнуть из книг, а на практическую помощь психологов рассчитывать не стоит.
    15. Я считаю, что, поскольку раньше люди обходились без помощи психологов, то и нам достаточно своих знаний и опыта.
    16. Возможность обратиться за помощью к психологам – большое достижение современного общества.
    17. Если человек стремится все свои проблемы решать самостоятельно, то, рано или поздно, он не выдержит такой психологической нагрузки.
    18. Я думаю, что ни друзья, ни родственники не заменят профессионала-психолога, когда в жизни наступает кризис.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    • Ответы «Да, согласен»: 1, 3, 6, 7,10, 11, 12,16, 17, 18.
    • Ответы «Нет, не согласен»: 2, 4, 5, 8, 9, 13, 14, 15.

    За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

    Интерпретация результатов теста

    От 0 до 7 баллов – Низкая выраженность потребности в помощи (психологическая непросвещённость; возможно, имеется отрицательный опыт общения с психологом или психологическим учреждением).
    От 8 до 14 – Средняя степень выраженности потребности в психологической помощи (признают положительную роль психологов и психологии, но нет желания привлекать других людей к решению своей проблемы).
    От 15 до 18 – Высокая степень потребности в психологической помощи (большое доверие к психологам и стремление к совместному решению, у человека много проблем).

    Исследования с использованием теста

    По результатам исследования проведенного психологами Шумихинского района Курганской области (2003 г.; данные из указанного ниже источника):

    • 19% учителей показали высокую потребность в психологической помощи. Это означает, что они испытывают большое доверие к психологам и стремятся к совместному решению проблем. Возможно, что у них в настоящее время много трудностей психологического характера.
    • У 52,4% учителей имеет место средняя степень потребности в психологической помощи. То есть более половины учителей признают положительную роль психологов, но не имеют желания привлечь их к решению своих проблем.
    • 28,6% опрошенных учителей продемонстрировали низкую степень. Это говорит либо о психологической непросвещённости, либо об отрицательном опыте общения с психологом или психологическими учреждениями.

    Неупокоева Н. Психологическая служба в сельском районе // Сельская школа 2003, №5. С.104-105.