Руководства, Инструкции, Бланки

ниш руководство для учителя

Категория: Руководства

Описание

Статья на тему: Эффективное планирование урока

Статья на тему:
Эффективное планирование урока

Учитель русского языка учитель физической и литературы культуры

НИШ ФМН НИШ ФМН

г. Шымкент г. Шымкент

Что значит слово «эффективность»? «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Что нужно, чтобы планирование урока было эффективным? В первую очередь необходимо определить ключевые факторы, определяющие эффективность учебного процесса в классе. На сегодняшний день, используя новые подходы в обучении, таковыми являются:

- понимание детьми процесса обучения;

- понимание того, чему обучать;

- представление о том, как структурировать учебный процесс;

- как оценить результативность обучения.

Начнем с того, как структурировать учебный процесс. Образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех, если учитель восприимчив к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящих от самих учеников. То есть, планировать урок лучше согласно модели планирования урока по технологии развития критического мышления, а точнее по трехступенчатой модели проведения урока: «вызов – осмысление – рефлексия».

Таким образом, на стадии «вызов» учитель устанавливает имеющиеся знания у учеников на начальном этапе процесса обучения, использует специальные диагностические средства, помогающие им связать обучение с имеющимися знаниями, возможно ошибочными суждениями и поиском методов их исправления. Необходимо учитывать, что в начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала. На своих уроках во время стадии «вызов» мы используем такие стратегии как «мозговой штурм», «корзина знаний», «только одна минута» и т.п. Эти стратегии позволяют определить, что на начальном этапе урока ученики уже знают, позволяют провести диагностику о стартовой площадке обучения, помогают определить, что ученики умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать. На стадии вызов важно актуализировать имеющиеся знания, пробудить интерес к изучаемой теме, помочь учащимся самим определить тему и цели урока. Для этого советуем начинать урок с демонстрации ролика, аудио/видео материала, чтобы навести детей на определение темы урока. Хочется отметить, что у них это очень хорошо получается. Одним из важных аспектов эффективного планирования является постановка и достижение целей обучения. Не только учитель должен знать, что он хочет от этого урока, каковы цели сегодняшней деятельности, но и каждый ученик должен понимать, к чему стремиться, видеть ориентир, чтобы отследить шаги своей деятельности к достижению результата. Благодаря Интегрированной образовательной программе учителю не нужно выдумывать цели, которые он должен запланировать, все цели прописаны в программе. Учитель должен разработать задания, продумать формы и методы для достижения этих целей, подобрать различные стратегии, которые помогут учащимся достичь результата. Необходимо отметить, что эти цели должны быть перед глазами учеников на протяжении всего урока. Учитель должен активизировать учеников к выполнению задания, при этом обязательно связывая это с поставленными целями, т.е. ученик должен понимать, что это задание мотивировано на достижение той или иной цели урока. При этом эффективно будет озвучить или совместно с детьми разработать критерии для выполнения данного задания.

Для эффективности преподавания, т.е. для достижения того, чтобы урок был результативным для ученика и учителя на стадии «осмысления» необходимо применять такие формы и методы, при которых ученик сам будет постигать информацию, сознательно и осознанно подходить к обучению. А задачей учителя на этом этапе урока будет только оказание помощи:

- активно воспринимать изучаемый материал;

- соотнести старые знания с новыми;

- совершать обдуманный выбор между различными мнениями;

- объективно оценивать свои достижения на каждом этапе урока.

Учитель должен вовлечь учащихся в работу и позволить им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Так как прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Необходимо отметить, что для достижения наибольшего эффекта необходимо на каждом этапе урока использовать оценивание для обучения, т.е. процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний на каждом этапе, а затем вместе с учителем или более способными учениками определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Иными словами, при планировании урока учитель должен стараться использовать задания самостоятельные или творческие с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

На заключительном этапе урока – «рефлексия» задача учителя состоит в оказании помощи учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить дальнейшее изучение. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные на начальном этапе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика при дальнейшем обучении. Однако рефлексия необходима и самому учителю. Самоанализ проведённого урока является составной частью современного процесса планирования и одновременно «больным местом» многих учителей. Осуществление процесса рефлексии в связи с ответом на главный вопрос – Что такое хороший урок? – освободит процесс самоанализа от субъективности.

Но чтобы уметь эффективно анализировать собственные уроки и осуществить в соответствие с проведённым анализом планирование дальнейшего процесса обучения и тем самых поддерживать уровень требуемого качества, необходимы профессиональные компетенции самоанализа, анализа занятий других учителей, анализ рефлексивных карточек учащихся. Однако всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Основываясь на ответы учащихся в рефлексивной карточке, учитель может проследить степень их обученности, успехи детей, отзывы о проведенной форме работы, моменты, которые не получились, которые вызвали трудности. Это помогает ему в планировании дальнейших уроков. Во-первых, изменить задание, если оно вызвало затруднение у большинства класса, во-вторых, определить, как был освоен новый материал, в-третьих, проследить за эффектом, оказанным на учеников во время той или иной формы урока. Ведь важна не только академическая прогрессия, нельзя забывать и про эмоциональное состояние ребенка. В этом помогают такие виды рефлексии как «Светофор», «Острова», «Что ты чувствуешь сейчас?», «Эмоционально-музыкальная рефлексия», «Букет настроения» и другие.

При самоанализе урока преподаватель должен дать:

- краткую характеристику целям урока с анализом их достижений;

- информацию об объёме материала и качестве его усвоения учащимися;

- характеристику применяемых методов работы с учащимися и их оценку;

- оценку активности учащихся и обоснование использованных приёмов организации их труда;

- самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер

отношений с учениками).

В заключение анализа учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического опыта.

1. Руководство для учителя / третий (базовый) уровень. (2012г). - Астана

ниш руководство для учителя:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Обучение критическому мышлению - Опыт - В помощь учителю - Учительские университеты

    Коллеги - педагогический журнал Казахстана Учительские университеты

    Обучение критическому мышлению

    г. Костанай
    ШОД "Озат"
    Нугуманова Карина Ансагановна

    Прежде чем объяснить – заинтересовать;
    Прежде чем заставить действовать – приготовить к действию;
    Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
    Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
    Л.С. Выготский
    Обучение критическому мышлению
    Понятие «критическое мышление» применительно к педагогике охарактеризовано в трудах Д. Дьюи, который утверждал, что «обдумывать вещь, размышлять – значит искать добавочных данных, новых фактов, которые разовьют мысль, или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость».
    В основу технологии критического мышления положены идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Приемы данной технологии разработали К. Мередит и Дж. Стилл (Химия в школе).
    Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышления, рассуждения (Руководство для учителя).
    Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, потом размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате которой появляется оценка полученной информации.
    Таким образом можно придти к выводу, что критическое мышление развивает навыки приобретения доказательств.
    В школьной практике существует много приемов технологий, использующихся активно преподавателями.
    Я в своей практике использую методы обучения критическому мышлению посредством диалога («Таблица тонких и толстых вопросов», «Ромашка Блума») также приемы этой технологии такие как: таблица ЗУХ, кластер, фишбоун.
    Сначала я предложила ученикам заполнять таблицу ЗУХ, они все были в восторге, потому что при заполнении графы «Знаю» этой таблицы они воспроизводят тот багаж знаний, который был пройден на прошлом уроке, потом заполняют графу «Узнал», но уже после прохождения новой темы, и в конце урока пишут то, что «Хотят узнать».
    Этот прием помогает детям «отсеять» ненужную информацию и работать только с полезной информацией.
    Заполняя такую таблицу систематически ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации.
    А ведь это главное свойство выделения нужного материала, так как в книгах пишут очень многое, но знать нужно основное.
    И именно таблица ЗУХ помогает вычленить суть проблемы. Используя этот прием критического мышления я помогаю обучающимся освоить информацию, проходя через весьма не простой процесс.
    Также я предложила обучающимся составлять кластеры по темам или подтемам, им очень понравилось, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения.
    Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно.
    В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект.
    Защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно.
    Ученикам очень понравилась совместная работа в группах, так как именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых обучающихся.
    Также обучение критическому мышлению можно научить посредством диалога.
    В своей практике я использую вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно.
    На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ для такого вопроса.
    Но позже после применения нескольких раз таких вопросов, ученики активно вступали в обсуждения.
    После применения мною в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически.
    Таким образом еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
    На моих уроках все ученики старались «заговорить», следовательно могу сказать, что нужно развивать критическое мышление у подрастающего поколения различными приемами, техниками и новыми подходами в обучении.
    И тогда «молчунов» не останется в классах и наступит благоприятная атмосфера для активного процесса обучения.
    Еще развитию критическому мышлению помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Так как на интерактивной доске можно поместить различные рисунки и попросить учеников определить тему, цели и задачи урока, или же для этих целей можно использовать кроссворды, ребусы, загадки.
    Еще можно показать видеофрагменты и попросить учащихся озвучить происходящее.
    Еще критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении.
    Так как критически мыслящего ученика в классе все одноклассники хорошо воспринимают и относятся как к лидеру.
    Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, потому что в основном, многие учащиеся обладают такими способностями или стараются овладеть ими.
    При обучении и выявлении талантливых и одаренных детей также приемы критического мышления играют особую роль. Потому что одаренные дети в большинстве случаев обладают способностью и умениями критически мыслить. Дневники тройных записей помогают систематизировать информацию и высказывать в них свои мысли и идеи.
    Также при использовании в обучении технологии критического мышления наравне можно использовать некоторые методы оценивания такие как: критериальное суммативное и критериальное формативное.
    Способами оценивания можно стимулировать навыки критического мышления, находить нестандартные пути решения тех или иных ситуаций. Чем интересней ответ, значит и оценка будет выше.
    Также важно в оценивании, что критерии могут с каждым уроком меняться или разбалловка может быть разной.
    Еще одна особенность критериального оценивания в том, что ученики сами способны разработать критерии для их оценивания, а учитель только направляет их.
    Рассмотрев применение технологии критического мышления в школе можно придти к такому умозаключению, что все идеи семи модулей тесно переплетаются при построении и проведении уроков, тем самым оказывая взаимное влияние друг на друга.
    Отсюда, можно сделать такие выводы: технология критического мышления универсальна, потому что направлена на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность), которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме.
    Технологией критического мышления могут пользоваться учителя разных предметных областей достигая при этом эффективных результатов в работе.

    Просмотров. 4836 | Комментарии. 7 | Рейтинг. 5.0 / 2

    Ниш руководство для учителя

    СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ
    СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

    С.А. Жолдасбаева
    тренер АОО «НИШ» Центр педагогического мастерства,
    г. Астана, Республика Казахстан

    Автор в статье рассматривает причины, почему все страны мира стремятся к модернизации школьного образования. Анализирует вопросы реформирования систем школьного образования и что объединяет лучшие школьные системы независимо от культурного, политического и социального контекста на примере стран: Сингапура и Финляндии. Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: жесткий отбор на учительские профессии, непрерывное профессиональное развитие педагогов и обеспечение качественным образованием всех учащихся. Подробно анализирует, как проявляются три фактора в школьном образовании Сингапура и Финляндии. В этом же аспекте рассматривает модернизацию системы школьного образования Казахстана, на примере деятельности Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Концентрирует внимание на внедрение критериального оценивания, обучение на английском языке в старших классах по предметам естественнонаучного направления, командное преподавание. Рассматривает созданные условия по внедрению инновационных подходов по профессиональному развитию учителей, руководителей школ Казахстана Центром педагогического мастерства. Конкретизирует систему обучения и ключевые идеи Программы уровневых курсов педагогов и лидерскую Программу обучения директоров школ. Размышляет над подходами по реформированию системы школьного образования Казахстана.

    Ключевые слова: системы образования, реформы образования, профессиональное развитие учителей, Сингапур, Финляндия, Казахстан, Назарбаев Интеллектуальные школы, курсы повышения квалификации.


    Ключевым аспектом, почему все страны мира проводят реформу в образовании - это «быстро меняющийся мир», который постоянно создает трудности, особенно для тех людей, которые работают в системе школьного образования. В основе реформы образования, следует учитывать ниже обозначенные ключевые моменты.

    Во-первых, изменились сами учащиеся, потому что сегодня в век информатизации они имеют огромный доступ к различным источникам информации. Если посмотреть на то, что было, например, в середине и конце XX в. когда к учащимся относились как к горошинкам в стручке: приходят в школу все одинаковые, как на «фабрике» их обрабатывают, дают определенный объем знаний и выпускают. Сегодня у каждого учащегося вырабатывается свой индивидуальный подход к жизни и получению знаний, поэтому необходимо ориентироваться и подстраиваться под это многообразие учащихся. Полагаю, что это важно и первое, с чем должна справляться школа XXI в. - это многообразие учащихся, гораздо больше, чем раньше. И это достаточно серьезно влияет на подход к организации преподавания и обучения.

    Во-вторых, это рынок труда и занятости. Он тоже меняется и меняется очень быстро. Взрослый человек завтра должен найти свое место в экономике XXI в. Думаю, самым важным аспектом этих изменений является рост того, что называется «экономикой знаний». Т.е. какие-то профессии, которые раньше были типичными для нас - сегодня уже не существуют, другие существуют, но изменились. Самое главное, что сами профессии стали наиболее гибкие и постоянно происходит эволюция этих профессий. Цивилизационный тренд идет по пути перехода от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Нельзя сегодня готовить учителя, токаря по шаблону, речь идет о широких навыках. Постулат: «Одна профессия на всю жизнь» уходит в историю, нам необходимо сегодня, чтобы человек, профессия которого уходит в прошлое был готов учиться, получить дополнительные навыки и работать. Мотором всех этих изменений являются быстро меняющиеся технологии, причем ускоряющиеся.

    И последний, очень важный фактор, включение всех стран в глобальную экономику. Может ли в этих условиях оставаться школа прежней? В этих условиях конечно должна меняться и школа, и прежде всего учитель. Мы сегодня не можем позволить нашим детям выпасть из процесса глобализации, потому что он здесь и сейчас. Эффективное развитие образования напрямую связано с развитием экономики страны, и это понимают все страны мира.

    Обозначенные ключевые моменты характерны не только для Великобритании, Финляндии, Сингапура и Казахстана, но и для каждой страны мира, которая пересматривает на сегодня свой подход к системе образования.

    Как показывают результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, результаты международной программы исследования финансовой грамотности PISA, результаты международного исследования изучения качества чтения и понимания текста PIRLS сегодня лидерами в области образования являются: Шанхай, Япония, Сингапур, Финляндия, Гонконг, Тайвань и др.[5]. Эти страны имеют разные культурный, политический и социальный контекст, но их, вероятно, объединяет проводимая эффективная реформа в системе образования. Опыт этих стран, поможет понять, а возможно и улучшить школьную практику. В своем исследовании М. Барбер и М. Муршред [2, с.8] отмечают, что решающую роль в этом вопросе играют три фактора:
    1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;
    2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;
    3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование.

    Рассмотрим в этом контексте систему образования Сингапура [1, с. 240].

    1. Создана эффективная процедура по отбору претендентов на занятие должности учителя в школе. Отбор состоит из нескольких этапов, который включает процесс прохождения практики в школе в качестве помощника учителя, претендент должен доказать свою любовь к преподаванию, желание работать с детьми. На втором этапе необходимо пройти тест на функциональную и математическую грамотность. На третьем этапе прохождения собеседования, которое может включать тесты на определение личностных качеств и на установление психологических установок, коммуникативных навыков.
    Все этапы удается преодолеть одному из шести претендентов. Во время обучения в Национальном институте образования претенденту выплачивается стипендия, которая чуть меньше его будущей стартовой заработной палаты.
    Система отбора Сингапура позволяет придать профессии учителя высокий статус, привлечь в профессию претендентов, которые занимают в рейтинге академических знаний высокое положение. Например, претендент должен находиться в 30% верхних показателей успеваемости среди претендентов своего возраста, иметь среднее или высшее образование.

    2. Система повышения квалификации педагогов включает:
    Первое, каждый претендент, обучаясь в Национальном институте, проходит стажировку от 1 до 10 недель, в зависимости от специальности. Практика-интернатура проходит под наставничеством преподавателей из института и школы.
    Второе, обязательное, ежегодное обучение на курсах повышения квалификации в течение 100ч. Заработная плата значительно определяется дополнительной профессиональной подготовкой преподавателей.
    Третье, учителя Сингапура, считают, что проводимые семинарские занятия ограничивают их в информации. Поэтому учителя создают профессиональные учебные сообщества, участие в которых позволяет улучшать навыки преподавания и обучения.

    3. Создание возможности, для получения качественного образования каждым учащимся:
    Учебная среда мотивирует школьников на обучение в течение всей жизни. Выявляются талантливые и одаренные ученики на всех этапах обучения. В приоритете обучение предметов естественного цикла на английском языке. Высококвалифицированные педагоги создают условия для охвата всех учащихся качественным обучением.

    В этом же контексте предлагаю рассмотреть систему образования Финляндии [4, с. 37].

    1.Систему отбора кадров на педагогические специальности в Финляндии отличает высокая эффективность, как и в Сингапуре. Претендент на обучение по педагогическим специальностям должен пройти также несколько этапов отбора. И только третья часть желающих проходит все испытания, но это не обязательно, что Вы будете обучаться и получите работу по специальности. Претендент на обучение должен быть лучшим выпускником школы, и входить в верхние 20% рейтинга среди сверстников по успеваемости. После окончания вуза, претендента нанимают школы, и он должен доказать, что он профессионал своего дела. Некоторые десятилетиями являются внештатными работниками, прежде чем докажут свою профессиональную состоятельность.

    2. Профессиональное развитие педагогов является ключевым моментом в работе финского учителя. Для этого еженедельно по 2 часа отводится время на самообразование. Кроме этого обязательное посещение тренингов, семинаров, мастер-классов. Каждый педагог обязан иметь степень магистра, поэтому исследование в действии - является главным инструментом в развитие навыков преподавания и обучения.

    3. Реформа системы образования Финляндии направлена на обеспечение доступным, качественным образованием всех учащихся в классе. В классе до 20 учащихся, и, как правило, обучают два педагога. Разница между сильными и слабыми учащимися самая маленькая в мире. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который касается содержания учебников, классного и домашнего задания, упражнений, а также отводимое на выполнение время.

    Если ребенок что-то не понял на занятии, то он об этом не боится сказать учителю. И учитель не обвиняет учеников, а проводит исследование в действии, с целью изменить подходы в обучении и преподавании, потому что считает, что именно учитель недостаточно поработал, например, над разработкой плана для занятия.

    В реформировании системы школьного образования двух ведущих стран в области образования действительно прослеживаются три фактора, перечисленные выше:
     привлекают в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);
     превращают этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);
     создают систему и обеспечивают адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы - поднять уровень каждого ученика) [2, c. 16 .]

    Таким образом, лучшие образовательные системы мира, одна из которых находится на востоке, а другая на западе объединяет, то, что в основе деятельности по улучшению школьного образования находятся вышеописанные факторы.

    В какой степени, опыт лучших систем школьного образования актуальны для Казахстана? Прослеживаются ли обозначенные три фактора по улучшению школьного образования, например на базе «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее НИШ)?

    Миссия НИШ ¹ - способствовать повышению интеллектуального потенциала Казахстана через разработку и внедрение модели инновационной, полиязычной системы школьного образования естественно-математического направления, сочетающей в себе лучшие казахстанские традиции, международный опыт и практику.

    1. Система отбора учителей в НИШ состоит из нескольких этапов. Претенденты проходят тестирование на знание содержания предмета и пишут эссе. Следующий этап - собеседование, где выясняют профессиональные притязания претендента. В отличие от Сингапура и Финляндии, где отбор в кандидаты на должность учителя начинают до поступления в педагогический ВУЗ, вНИШ отбирают среди педагогов, которые уже имеют диплом по специальности и возможно стаж работы [3].

    2. Система профессионального развития педагогов НИШ. Разработана и внедрена система повышения квалификации в школе, на основе принципа «равный равному» через коучинги, менторинги, реализацию подхода lessonstudy, исследование в рамках класса/школы. Такая система позволяет педагогам развивать профессиональную культуру, лидерские навыки, навыки рефлексивной практики, а также инициативу учителей в создании инноваций. Обязательное прохождение языковых курсов (изучение казахского и английского языков), курсы ИКТ. Эти курсы ведут учителя казахского, английского языков и учителя информатики. Также педагоги НИШ ежегодно летом проходят краткосрочные надпредметные курсы повышения квалификациии краткосрочную стажировку за рубежом в лучших мировых организациях образования. Учителя имеют возможность поступать и обучаться в магистратуре престижного Университета, который является национальным брендом образования в Республике Казахстан, сочетающий преимущества системы национального образования и лучшей мировой научно-образовательной практики [3].

    3.Разработана и внедряется система критериального оценивания учебных достижений учащихся. В этот процесс вовлечены все учащиеся и педагоги школы. Используется формативное оценивание по критериям. Такой подход позволяет ученику отслеживать прогресс своего обучения, адекватно оценивать степень развития навыков, знать, что хорошо, получается, по данному предмету и над чем надо еще поработать. Педагоги школы имеют возможность оказывать своевременную помощь учащимся, а также работать над собственным развитием по улучшению подходов преподавания и обучения. Учащиеся ведут портфолио достижений, где учителя, психолог школы, тьюторы и др. могут оставлять рекомендации по улучшению обучения, давать формативный отзыв на выполнение того или иного проекта.

    Наполняемость до 24 учащихся в классах, на практические занятия по всем предметам учащиеся делятся на подгруппы. Обучение и преподавание предметов естественно-математического направления осуществляется на английском языке. В старших классах внедрено командное преподавание английского языка, где учитель работает с носителем языка. ВНИШ создана коллаборативная среда, которая позволяет ученикам учиться друг у друга, а не только у педагогов, обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность во многих школах Финляндии, Англии и др.). Такая коллективная работа обеспечивает качество образования и его совершенствование. В основе организации обучения конструктивистский подход, задания обеспечивают развитие навыков критического мышления, умения решать проблемы, способствуют развитию лидерских качеств, т.е. навыков необходимых успешному человеку в XXI в.

    Таким образом, в системе деятельности НИШ разработаны критерии по отбору талантливых, успешных педагогов, создана среда для профессионального развития педагогов, что в свою очередь позволяет обеспечить учащихся качественным обучением.

    На сегодня для преобразования школьной практики в Казахстане не работает механизм отбора людей для обучения педагогической профессии и преподаванию в школах, за исключением НИШ, республиканской физико-математической школы им. Жаутыкова, школ-интернатов для одаренных детей. А как обстоят дела по развитию профессиональных навыков учителей и обеспечением качественным образованием учеников? Что сегодня предпринимает Казахстан в области развития системы образования с целью улучшения качества преподавания и обучения во всех школах республики?

    Министерство образования и наук Республики Казахстан в 2012 г. определило 35 базовых школ, для распространения идей новых подходов в управлении, по созданию внутришкольной системы развития профессиональных навыков педагогов, по внедрению ключевых идейв практику обучения и преподавания опыта накопленного на базе НИШ. Руководители базовых школ прошли двух недельную стажировку на базе университета Сассекс в г. Брайтон (Великобритания). Каждая НИШ, на сегодня их 17, а к 2020 г. будет действовать 20 школ, работает в тесном сотрудничестве с тремя-семью школами по совместному плану действий: основные направления организации учебно-воспитательного процесса, воспитательная работа, внедрение критериального оценивания, способствование развитию критического мышления, командное преподавание. Руководители базовых школ проходили двух недельную практику на базе НИШ, использовался подход «Тени», например, директор базовой школы мог целый день присутствовать рядом с директором НИШ, наблюдать за его работой, общением с коллегами, учащимися, родителями; присутствовать на производственных совещаниях и т.д. Педагоги базовых школ в рамках организованных НИШ семинаров и предметных недель участвуют в тренингах, круглых столах, мастер-классах, брифингах, открытых уроках и т.д. [3].

    С 2012 г. организованы уровневые курсы повышения квалификации педагогов Казахстана при Автономной организации образовании «Назарбаев интеллектуальные школы» Центра педагогического мастерства. Курсы направлены на профессиональное развитие надпредметных навыков педагогов в области преподавания и обучения. На уровневых курсах педагоги знакомятся с ключевыми идеями семи модулей Программы, изучают новые подходы в преподавании и обучении, обучаются планировать краткосрочный план, среднесрочный план, развивают навыки формативного оценивания, рефлексии. Модули продуманы таким образом, что их системное и комплексное использование в процессе преподавания и обучения позволит развивать навыки учеников XXI в.

    После прохождения курсов, сертифицированные учителя 3-го уровня вносят изменения в учебный процесс на уровне класса, т.е. их задача обеспечить всем учащимся класса качественное образование. Сертифицированные учителя 2-го уровня кроме этого согласно принципу «равный равному» развивают профессиональные навыки учителей школы через организацию и проведение коучингов, менторинга, lessonstudy,исследование урока. Одной из задач сертифицированных учителей 1-го уровня работа над планом развития школы по приоритету, выявленном на основе проведенного аудита, организация и руководство сетевыми сообществами, как в школе, так и за ее пределами, являются менторами и оказывают поддержку коучам в организации коучингов.

    Педагоги обучаются в течение двух этапов «Лицом к лицу» продолжительностью в два месяца и прохождением практики в школе от четырех до шести недель между этапами в зависимости от уровня. По завершению обучения оформляют портфолио, которое содержит результаты исследования в действии, доказательства изменения практики преподавания и обучения в классной комнате и эффективности внедряемых ключевых идей Программы.

    Исследования показывают, что в мировой практике нет ни одного зафиксированного случая улучшения качества обучения школы без участия директора-лидера, даже при условии, если в школе есть талантливые педагоги-лидеры. Поэтому Центром педагогического мастерства организованы курсы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан с 29 сентября 2013 г. Цель курсов - развитие профессиональных навыков руководителей на основе лучшего международного опыта. Программа курсов направлена на решение нескольких задач: создание внутришкольной системы развития профессиональных навыков педагогов, создание и развитие сетевого сообщества школы, развитие лидерства педагогов, саморазвитие и развитие других. Это уникальный проект, аналогов которому в мире нет.

    Продолжительность курсов повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций составляют девять месяцев. Первый этап «Лицом к лицу» продолжительностью в один месяц, на котором директора школ знакомятся с новыми подходами школьного администрирования, учатся, как организовать эффективную среду по развитию культуры профессиональных навыков педагогов, собственное саморазвитие и сетевое сообщество. Размышляют над результатами исследования голосов «учеников, родителей и сотрудников школы», проведенного до приезда на курсы в рамках предкурсового задания. По итогам аудита выявляют проблемные зоны, определяют приоритеты развития школы и на его основе составляют стратегический план развития школы, который реализуют на практике в школе в течение четырех недель вместе с командой лидеров. На втором этапе «Лицом к лицу» руководители анализируют и оценивают реализацию плана развития. Рефлектируют свою деятельность, собирают доказательства, оформляют портфолио, в котором размышляют над изменениями школьной практики учителей, школьном администрировании, составляют план развития школы на шесть месяцев, который включает план развития всех учителей (включая программу коучинга и менторинга) для распространения трехуровневой Программы по всей школе. Во время практики в школе, слушателю оказывается поддержка со стороны тренера, в т.ч. асинхронная (форма преподавания и обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий и ресурсов, в рамках которой контакт между тренером и слушателем осуществляется в онлайн-режиме).

    Итоговая оценка портфолио выносится на заседании Экзаменационного совета по экспертизе процедуры оценивания. Руководителям, педагогам, прошедшим Курсы и успешно сдавшим портфолио, установленные учебными планами соответствующих программ, Центром педагогического мастерства выдается сертификат о прохождении курсов по соответствующей программе.
    Планируется охватить обучением до 40% руководителей организаций образования и педагогов Республики Казахстан до 2017 г.

    Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым определены 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ ². Семь шагов, из которых, направлены на развитие сферы образования и науки. В 76-м шаге обозначено: «повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. ПОЭТАПНОЕ ВНЕДРЕНИЕ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности». Во исполнение плана нации «100 конкретных шагов» в июле месяце этого года стартовали краткосрочные курсы по обучению учителей начальных классов, директоров и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан 30 пилотных школ организованные Центром педагогического мастерства. С 1 сентября 2015 г. начнется поэтапная апробация в 1-х классах пилотных школ новых стандартов среднего образования, и внедрениево всех школах Казахстана планируется завершить к 2022 г.

    Таким образом, сегодня в Казахстане проводится целенаправленная, эмпирически обоснованная реформа профессионального развития навыков педагогов. Педагоги обеспечивают качественное изменение в подходах преподавания и обучения на уровне класса, развивают сетевые сообщества для обучения педагогов, как на уровне школы, так и за ее пределами. Реформа школьной системы образования Казахстана в самом начале пути, и она будет развиваться на основе того опыта, который ей обеспечит достойное место в истории образования.

    Список литературы
    1. Алишев Т.Б. Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня. 2010. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/07/19/1267422760/Alishev.pdf
    2. Барбер М. Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер. с англ.) // Вопросы образования - академический журнал. 2008. № 3. С. 7–60.
    3. http://nis.edu.kz/ru/edurenew/broadcast-exper/bas-school/
    4.http://www.russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspeha
    5.http://centeroko.ru/public.htm

    [1] Стратегия развития автономной организации образования «Назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 г. URL: http://nis.edu.kz/ru/about/str-doc/
    [2] Пошаговый план нации по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева // Казахстанская правда. 20 мая 2015 г. № 92 (27968).

    Жолдасбаева С.А. Современный контекст развития системы школьного образования Казахстана // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2016. Вып. 3. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_647